6 марта в павильоне на Патриарших прудах начался ремонт, вызвавший протесты местных жителей, среди которых много известных архитекторов, художников, писателей. Проект реконструкции здания предполагает увеличение его габаритов, а вместе с ним искажение знакомого всем образа Патриарших прудов. В данном случае это незаконно: и сквер, и пруд являются объектом культурного наследия. Мы решили вспомнить историю павильона, который стоит на берегу пруда восемьдесят с лишним лет.
Знатоки творчества Михаила Булгакова спорят о том, ходил ли в тридцатых годах трамвай на Патриарших прудах. Дело в том, что никаких следов трамвайной линии там нет. Но павильон косвенно подтверждает, что она там предполагалась. Архитектору Давиду Хазанову, который проектировал это здание в 1939 году, его заказал Трамвайтрест.
Давид Хазанов, родоначальник советской модульной системы, построил в Москве всего два здания: деревянный Тишинский рынок (в соавторстве со своими учителями Гольцем и Буровым) и деревянное здание на Патриарших прудах, обозначенное как “павильон-грелка”. В нем должны были греться водители трамваев, замерзшие в ожидании пассажиры и любители зимнего катания на коньках.
Волею судьбы Михаилу Давидовичу Хазанову в 1980-х годах пришлось реконструировать здание, которое строил его отец. “Я пришел к отцу, — вспоминает он, — и рассказываю: представляешь, мне дали какую-то “грелку” проектировать. Принесли с особым контролем бумажку от управления внешнего благоустройства и озеленения Краснопресненского района. Там числилось: реконструкция павильона-грелки по улице Адама Мицкевича. Я сходил, посмотрел, — оказалось, что это маленький домик с колоннами. Отец говорит: “Подожди ломать, это же наш заказ от Трамвайтреста”.
Восстановить деревянный павильон не удалось, он к этому времени пришел в аварийное состояние, но Михаил Хазанов предложил возвести новый примерно в тех же габаритах, добавив этаж в цоколе, чтобы можно было выходить из павильона прямо на каток. “Поскольку цокольный этаж с трудом туда помещался, пришлось поднять павильон на один блок гранита. Пропорция — вещь такая: если изменил высоту, то и в ширину надо увеличивать. Поэтому я сделал два эркера с эвакуационными лестницами по бокам, два таких стеклянных уха. Ну и ордер я немножко изменил — архивольты и капители”.
Маленький павильон сохранил свой прежний облик, но не функцию. Быть “грелкой” ему больше не пришлось. Вскоре после открытия, в 1986-м, в нем прошла первая большая выставка “бумажной” архитектуры. А потом он превратился в ресторан. В этом качестве прожил и девяностые, и нулевые. “Мне не нравилось размещение там ресторана, я всегда хотел, чтобы там был городской холл с выставками, такой зал презентаций с баром-буфетом, — говорит Михаил Хазанов. — По-моему, он хорошо работает на просвет, этот павильон. Это типичный городской холл. А внизу чтобы была зимой раздевалка для конькобежцев, а летом — лодочная станция или временный буфет”.
В 2004 году Патриаршие пруды получили охранный статус: сквер вместе с прудом признали памятником истории и культуры регионального значения. Поэтому трудно было ожидать, что кому-то придет в голову что-то здесь менять. Тем не менее в начале 2020 года в интернете появились эскизы проекта реконструкции павильона. Новый владелец решил его увеличить, добавив еще один этаж, что превращает павильон в громоздкое трехэтажное сооружение. “Никто не вспомнил, что у павильона были и есть авторы, — возмущается Михаил Хазанов. — Здание не состоялось бы, если бы не заслуженные архитекторы Борис Полуй и Дмитрий Лукаев, которые согласились взять этот маленький объект в момент, когда они были заняты комплексом КГБ на Лубянской площади. Меня никто не информировал о планах перестройки павильона, хотя по правилам профессиональной этики это делать необходимо”.
Союз московских архитекторов направил мэру Москвы письмо, выражающее консолидированное мнение архитекторов и жителей района, что изменение параметров и фасадов существующего павильона недопустимо. Тем не менее зимой на здании появился плакат, сообщающий, что строительство будет начато 6 марта 2020 года. С этого момента новости с Патриарших начинают напоминать сводки с места сражения. Местные жители обратились к мэру Москвы с требованием отменить разрешение на реконструкцию, поскольку изменение облика павильона, который находится на охранной территории, незаконно. Жителей поддерживает Департамент культурного наследия, который еще прошлой весной предупреждал владельца павильона о недопустимости увеличения габаритов здания. Но владелец, похоже, не собирается останавливаться.
“К сожалению, владельцы ресторана не понимают, что такая реконструкция им ничего не даст, — объясняет Михаил Хазанов. — Там же нет мощностей для хорошей кухни. Я посмотрел план: в подиумном этаже будет темная кухня. А выше народ будет сидеть впритирку. Жадность какая-то безумная. Моя основная претензия к ним, что они уродуют и главные, и боковые фасады здания. Но самое важное, что масштаб павильона изменится и это убьет масштаб пруда. Я надеюсь, что этого все-таки не произойдет, и желаю всем жителям Патриарших благополучно дожить до тех времен, когда в цокольном этаже будет раздевалка катка, а в существующем сегодня павильоне будут проходить лекции и выставки”.
Последние известия с Патриарших пришли 25 марта: по словам координатора московской секции Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Елены Ткач, в 6 часов утра 30 человек в форме оцепили павильон. “Когда мы к нему подошли, они уже успели протащить два КамАЗа. Третий мы заблокировали, не дали ему проехать, и в этот момент люди в форме построились клином, разорвали нашу цепь и дальше просто растащили всех по кустам, чтобы пропустить КамАЗ. Вели они себя примерно так, как ОМОН на митингах, только здесь все происходило на тихих Патриках, где я такого никогда не видела”.
Фото: Борис Кавашкин, Игорь Зотин, Владимир Гердо/ТАСС, Getty Images, Shutterstock; портрет: Григорий Сысоев/ТАСС.