ЗСУ-57-2 (объект 500) — советская зенитная самоходная артиллерийская установка на легкобронированном гусеничном шасси, состоявшая на вооружении Вооружённых сил СССР с 1955 г. Выпускалась до 1960 г.
История создания и производства
Первой серийной ЗСУ, созданной в СССР, стала ЗСУ-37, вооружённая 37-мм пушкой 61-К, но её производство ограничилось 75 машинами, выпущенными в 1945 г. Более совершенным зенитным автоматическим орудием, предназначенным для замены 25-мм и 37-мм пушек довоенного образца, стала 57-мм автоматическая пушка С-60, разработанная в конструкторском бюро В. Грабина. Однако в буксируемом варианте это орудие имело бы недостаточную мобильность для обеспечения ПВО частей танковых и механизированных войск в наступлении, поэтому уже с 1947 года, ещё до принятия С-60 на вооружение, началась разработка её спаренного варианта под обозначением С-68, предназначенного для вооружения самоходной установки. Опытный образец С-68 был испытан на повозке С-79А, а серийной ЗСУ было создано шасси на основе компонентов среднего танка Т-54. Новая самоходная установка получила заводское обозначение «изделие 500» и армейское — ЗСУ-57-2 и была принята на вооружение после комплексных испытаний, проведённых в 1950 г.
Описание конструкции
ЗСУ-57-2 имела компоновку с расположением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части корпуса, а вооружения — во вращающейся башне. Экипаж ЗСУ состоял из шести человек: механика-водителя, размещавшегося в лобовой части корпуса слева; наводчика, наводчика-установщика прицела, двоих заряжающих (правого и левого орудий) и командира установки, находившихся в башне.
Вооружение
Вооружение САУ составляло спаренное 57-мм автоматическое орудие С-68, состоявшее из двух пушек С-60 с длиной ствола 76,6 калибров / 4365 мм, отличавшихся зеркальным расположением механизмов. Автоматика С-60 работала на использовании энергии отдачи при коротком ходе ствола. Орудие имело ствол-моноблок, поршневой скользящий затвор, гидравлический откатник, пружинный накатник и снабжалось дульным тормозом.
Спаренная установка соединённых люльками в единый блок орудий размещалась на цапфах на полу башни. Вертикальная, в пределах −5º…+85°, и горизонтальная наводка осуществлялись при помощи электрогидравлических приводов, работавших от электродвигателя постоянной скорости вращения через гидравлический регулятор скорости. Скорость горизонтального наведения составляла 30°, вертикального — 20° за 1 с. В случае отказа электропривода, сохранялась возможность ручной наводки: командир машины при этом отвечал за горизонтальное наведение, а наводчик — за вертикальное. Орудие имело обойменное питание из коробчатых магазинов на 4 выстрела, практическая скорострельность составляла 100—120 выстрелов в минуту на ствол, но предельная продолжительность непрерывной стрельбы составляла 40—50 выстрелов, после чего ствол было необходимо охладить. Боекомплект ЗСУ-57-2 составлял 300 унитарных выстрелов, из которых 176 в 44 магазинах размещались в укладках в башне, 72 в 18 магазинах находились в носовой части корпуса, а ещё 52 выстрела в не снаряжённом в обоймы виде размещались под поликом башни.
Модификации
♦ Объект 510
На основании приказа Министерства транспортного машиностроения № 0013 от 8 февраля 1956 г. в КБ завода № 174 совместно с заводом № 342 была разработана модификация ЗСУ-57-2, оборудованная индивидуальными плавсредствами. Руководителем проекта был А. Е. Сулин. Машине был присвоен индекс «Объект 510».
В 1956 г. было изготовлено два опытных образца, которые прошли государственные испытания. В 1961 г. «Объект 510» был принят на вооружение. Всего было изготовлено 6 серийных машин.
«Объект 510» отличался от базового варианта установкой приспособления для навешивания стальных понтонов. Понтоны предназначались для форсирования водных преград как своим ходом, так и на буксире.
Масса машины с понтонами составила 37,8 тонн. Запас плавучести — 40 %. При движении на воде использовались два гребных винта. Движение по воде допускалось при волнении до 5 баллов. Ширина водной преграды, преодолеваемой самостоятельно -(50—60) км. Максимальная скорость на плаву - 12 км/ч. Максимальная скорость при буксировке - не более 15 км/ч.
При волнении моря до 2 баллов обеспечивалась стрельба по зенитным целям. Была возможность перевозки десанта на плавсредстве до 40 человек, но стрельба при этом была запрещена.
♦ Объект 520
К концу 1950-х годов, в связи с развитием реактивной авиации, максимальные скорости возросли до (1000—1200) км/ч, возросла маневренность. Поэтому для эффективного противодействия таким целям понадобились автоматизированные приводы наводки в сочетании с радиолокационными комплексами.
В соответствии с постановлением СМ СССР № 416—211 от 17 апреля 1957 года в КБ Завода № 174 была проведена модернизация ЗСУ-57-2. Модернизация заключалась в установке 57-мм пушек СВ-68 «Березина» и малогабаритных радиооптических приборных комплексов автономного управления огнём «Десна». Руководителем проекта был назначен Г. В. Мазепа, а проект получил индекс «Объект 520».
В 1959 г. были изготовлены 6 машин, которые прошли ПСИ, однако ЗСУ «Объект 520» на вооружение принята не была.
Боевое применение
ЗСУ-57-2 были направлены на вооружение зенитно-артиллерийских батарей танковых полков двухвзводного состава, по 2 установки во взводе (всего 4 установки). Из-за небольшого объёма выпуска часть батарей была укомплектована вместо ЗСУ-57-2 установками ЗТПУ-2 на шасси бронетранспортёров БТР-40 и БТР-152.
Боевая эффективность ЗСУ-57-2 зависела от квалификации экипажа, подготовки командира взвода и была обусловлена отсутствием РЛС в системе наведения. Эффективный огонь на поражение мог вестись только с остановки; стрельба «с хода» по воздушным целям не была предусмотрена. Сравнительная эффективность стрельбы ЗСУ-57-2 была ниже, чем батареи пушек С-60, так как последняя имела ПУАЗО-6 с СОН-9, а позднее — радиолокационный приборный комплекс РПК-1 «Ваза». Эффективность же применения ЗСУ-57-2 была выше в силу постоянной готовности к открытию огня, самоходности, наличия бронезащиты экипажа.
ЗСУ-57-2 использовались во Вьетнамской войне, в конфликтах между Израилем и Сирией и Египтом в 1967 г. и 1973 г. и в ирано-иракской войне. Из-за сравнительно низкой скорострельности и отсутствия автоматизированных радиолокационных устройств наведения высокой эффективностью эта машина не отличалась.
Для оценки эффективности установки необходимо принять во внимание следующее: В период 1950—1957 гг. (период создания ЗСУ-57-2) в иностранных армиях не имелось лучших ЗСУ. В армии США имелась ЗСУ M19 на шасси лёгкого танка M24 «Чаффи», разработанные в 1945 году, и M42 на шасси лёгкого танка M41, поступавшие в войска с 1954 года. Вооружение — спаренная 40-мм пушка «Бофорс». В вооружённых силах Великобритании имелась ЗСУ на базе танка «Крусейдер», созданная в 1943 г., вооружённая одноствольной 40-мм пушкой «Бофорс» L60. Все эти установки имелись в незначительном количестве, в особенности в сравнении с численностью фронтовой авиации ВВС СССР. 40-мм пушка «Бофорс» L60 имела скорострельность 120 выстр./мин на ствол, начальную скорость снаряда 875 м/с, вес снаряда 0,934 кг, то есть баллистически уступала орудию С-68 по всем значимым показателям. Все эти установки оснащались оптическими прицелами и в силу этого не были эффективнее, чем ЗСУ-57-2. В 1956 г. появились первые установки ЗСУ M42A1 с РЛС T50.
Боевая эффективность ЗСУ-57-2, как и других современных ей ЗСУ, определялась не уровнем самой установки, а стремительным развитием авиации, прежде всего — ростом скоростей и всепогодностью фронтовой авиации, которым ЗСУ полкового уровня ПВО в 1950-х годах противопоставить было практически нечего, а также тем, что все новейшие достижения радиоэлектроники внедрялись прежде всего в артиллерии в авиации.
В вооружённых силах всех государств в 1950-х годах не была разработана тактика и подход к прикрытию механизированных подразделений на марше от современных самолётов, равно как в авиации не была выработана тактика надёжного поражения малоразмерных бронированных целей при больших скоростях полёта самолётов.
При оценке боевой эффективности ЗСУ-57-2 нужно учитывать, что она являлась не единственным средством ПВО танкового полка, а средством коллективной ПВО от самолётов, летящих на высотах до 4000 м, так как высоты до 1000 м перекрывались зенитными пулемётами ДШК/ДШКМ, которых в танковом полку было столько же, сколько единиц бронетехники.
В апреле 2014 г. появились видеокадры использования ЗСУ-57-2 сирийской армией в боях в окрестностях Дамаска.
Тактико-технические характеристики ЗСУ-57-2
классификация - зенитная самоходная установка
боевая масса - 28 т
компоновочная схема - классическая
экипаж - 6 чел.
История
годы производства - (1955—1960)
годы эксплуатации - с 1955
количество выпущенных - 857 шт.
Размеры
длина корпуса - 6220 мм
длина с пушкой вперёд - 8480 мм
ширина корпуса - 3270 мм
высота - 2750 мм
клиренс - 425 мм
Бронирование
тип брони - стальная гомогенная
лоб корпуса - (8—13)мм/град.
Вооружение
калибр и марка пушки 2 × 57-мм С-68
тип пушки нарезная малокалиберная автоматическая пушка
длина ствола, калибров 76,6
боекомплект пушки 150 на ствол
углы ВН - (−5…+85) °
прицелы - автоматический зенитный, построительного типа
Подвижность
тип двигателя - В-54
мощность двигателя - 520 л.с.
скорость по шоссе - 50 км/ч
скорость по пересечённой местности - (25—30) км/ч
запас хода по шоссе - (400—420) км
запас хода по пересечённой местности - (300—320) км
удельная мощность - 18,6 л.с./т
тип подвески - индивидуальная торсионная
преодолеваемый подъём - 30°
преодолеваемая стенка - 0,8 м
преодолеваемый ров - 2,7 м
преодолеваемый брод - 1,4 м