Иустин Философ родился в греческой состоятельной семье и с юности полюбил знания, стал обучаться философии, посещал лекции самых известных представителей той поры стоиков, пифагорейцев, но ни в одной из них не нашел отражения Божественной истины.
Важной вехой Иустина на пути к принятию христианства стала встреча с пожилым сирийский христианином, который указал ему на писания пророков и апостолов. Во время беседы старец объяснил Иустину, что для познания истинного Бога следует прислушиваться к ветхозаветным пророчествам более, чем к доводам ума. Старец призвал Иустина молится Богу и Господу Иисусу Христу, чтобы Он просветил очи его сердца.
Старец так же сказал, что только в христианской вере люди имеют опыт общения с Живым Богом и разум получает эту способность, когда начинает познавать Святого Духа.
Иустин ранее считал, что душа наша бессмертна сама по себе и является частицей великого вселенского Ума, который подразумевался Богом. Старец открыл ему истинную суть происхождения души, она не является жизнью самой по себе, но получает жизнь от Бога, поэтому имеет свое начало и причастна жизни в той мере, какая ей дарована Всемогущим.
Старец рассказал, что нужно прислушиваться к великим людям, праведникам и угодникам Божиим, которые изрекали пророчества Духом Святым. Они прославляли Единого Бога и возвестили о пришествии Христа. Старец посоветовал Иустину молиться, чтобы открылись ему врата света.
Иустин начал изучать священные книги Писания и убедился в божественном происхождении христианства, окончательно склонившись к вере Христовой. Он видел с каким мужеством христианские мученики и мученицы шли на страдания во имя своего Бога. Иустин принимает Святое Крещение и начинает активно заниматься проповедью Евангелия среди язычников. Его сердце переполняется миром и радостью.
Иустин путешествует по разным странам - Палестине, Малой Азии, Египту. Судьба заносит его в столицу империи – Рим, где он сразу же бросается на защиту христиан от обвинений со стороны язычников. Иустин отвергает атеизм и пантеизм римлян, как ложное учение и вместо безликого мирового Закона убеждает уверовать в Христа, который является вторым Лицом Святой Троицы, принявшим всю полноту человеческого естества, открыв Своей благодатью Истину.
В своих «Апологиях» Иустин убеждает, что христиане не являются ни безбожниками, ни врагами государства: их жизнь наполнена делами милосердия и помощи нуждающимся. Он пишет: «Вы можете нас убить, но не уничтожить. Наша надежда не в этом нынешнем времени, поэтому мы не боимся мучений. И мы не ненавидим обвиняющих нас, но жалеем их и желаем их обращения».
Один из языческих философов по имени Крискент доносит на него римскому начальству и Иустина подвергают аресту.
На допросе римский префект убеждал Иустина вернуться к почитанию эллинских богов, но получил отказ. Иустин ответил префекту: «Никого нельзя упрекать в том, что он повинуется заповедям Господа нашего Иисуса Христа, или казнить за это». И добавил, что ничему не учил от себя, но только тому, о чем говорили пророки.
Префект спросил, надеется ли Иустин попасть на небеса через муки, которым его собираются подвергнуть. Святой Иустин ответил: «Я надеюсь получить награду, уготованную тем, кто хранит заповеди Христа, если перенесу мучения. А наше самое горячее желание - пострадать за Господа нашего Иисуса Христа и получить спасение. Делай что хочешь. Мы христиане и не поклоняемся идолам!» После этого он, вместе со своими учениками, подвергся казни через обезглавливание в 165 году.
Верующие тайно унесли их тела и предали погребению.
Святитель Иустин Философ причислен к лику Святых. Его мощи покоятся в Риме.
Память священномученика Иустина Философа прославляется 14 июня ежегодно.