На днях справил свой день рождения тот, кого в The New York Times описывают как «самого коммерчески успешного композитора в истории», — сэр Эндрю Ллойд Уэббер. Не знаю, по каким именно параметрам NYT оценивали историческую успешность композиторов (для корректности оценки надо было учесть хотя бы Игоря Крутого :), но фактом является то, что в 2019 году Уэббер стал самым богатым британским музыкантом, обогнав не кого-нибудь, а самого сэра Пола Маккартни.
Судя по сборам, больше всего денег Уэбберу принесли его мюзиклы «Кошки» (1981), «Призрак оперы» (1986) и «Эвита» (1974). Ничего не имею против этих замечательных произведений, но куда более замечательной я считаю уэбберовскую рок-оперу «Иисус Христос Суперзвезда». И особо примечателен тот факт, что Уэббер написал её в 1970 году (поставлена она была в 1971), то есть когда композитору было всего 22 года, а автору текстов Тиму Райсу было на момент написания рок-оперы 25 лет.
А перед тем, как написать Jesus Christ Superstar, Райс и Уэббер в 1967 году написали мюзикл на ветхозаветную тему — «Иосиф и его удивительный плащ снов». И после этой школьной постановки (школьной, Карл!) Райс/Уэббер сразу прыгнули в Космос, написав «Иисус Христос Суперзвезда». Работа получилась по-молодёжному бескомпромиссной и с очень большим акцентом на Иуде, его сомнениях и предательстве. Впрочем, подобный акцент был нередким явлением для культурного осмысления Евангелия в 20 веке.
В СССР эта рок-опера была очень популярной, и я помню, как один мой знакомый любил петь первую песню Иуды из оперы (та, что «Heaven on Their Minds»), но с русским юморным текстом — про то, как «дед» встречает новобранцев в армии — «Вот теперь, когда вы стали ровней...». Я попытался найти сейчас в интернете эту песню, но ни Гугл, ни Яндекс её, увы, не находят.
Кстати, ещё про СССР. Совпадение или нет, но на некоторых фото Уэббер ну очень сильно похож на какого-то советского партийного работника, докладывающего об успехах сельского хозяйства :)