Здравствуйте, дорогие читатели! В этой статье вы узнаете о первом русском гусеничном движителе.
Автор идеи.
Первый движитель подобного типа был придуман ещё в 1770 году ирландский изобретательный помещик Ричард Лоуэлл Эджуорт. Он придумал установить на простой экипаж деревянные переносные рельсы. Позже подобные конструкции изобретали ещё не менее десятка раз, в том числе и в России.
Изначально эту идею у нас на родине пытался реализовать в 1837 году штабс-капитан русской армии Дмитрий Андреевич Загряжский. Однако, промышленники не заинтересовались и не оценили преимуществ гусеничного хода, а Д. А. Загряжский, не имея средств, не смог реализовать своё изобретение.
После него эту идею развивал уроженец села Никольского Вольского уезда крестьянин Федор Абрамович Блинов. В 1878 году он получил патент на «Вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам».
История.
Гусеничный самоход был построен в 1890—1892 гг. Его конструкция состояла из 5-метровой рамы, посередине которой был установлен вертикальный паровой котел высотой 1,5 м, изготовленный из трубы парохода и работавший на нефти при давлении в 6 атмосфер. По бортам — две тихоходные (40 об/мин) паровые машины общей мощностью 20 л. с., также снятые с парохода. Паровые машины посредством чугунных цилиндрических литых шестерен соединялись с ведущими колесами гусениц. Звенья гусениц изготовлялись из металлических пластин (200х200х10 мм) путем выпиливания. Опорно-поддерживающих колес с каждой стороны было по четыре. Привод от правой паровой машины шел на правую гусеницу, от левой машины -на левую. Это позволяло давать разную скорость гусеницам и поворачивать самоход без дополнительных рулевых колес. Управляли самоходом два человека. Один находился спереди в будке и посредством рычагов управлял паровыми машинами, выбирал направление и скорость движения. Второй размещался за котлом, следил за давлением, обслуживал силовую установку. Такое управление было неудобным, что и проявилось на испытаниях, в том числе демонстрационных. Новая система управления была одной из первоочередных задач изобретателя.
Фёдор Блинов видел большое будущее своей машины. В 1896 г. он привез самоход и другие свои машины, в частности насосы, на Всероссийскую выставку в Нижнем Новгороде. "Паровоз для грунтовых дорог, отапливаемый нефтью" — так называлось творение Блинова. Изобретатель хотел заинтересовать своей машиной состоятельных людей, получить средства на доработку конструкции и ее производство. Самодвижущийся экипаж медленный, трудно управляемый, без рабочих орудий еще не был готовым товаром. Предложений о производстве машины не поступило. За "паровоз для грунтовых дорог" вручили грамоту "За трудолюбие". Выставка не оправдала надежд.
Здоровье изобретателя после такой неудачи пошатнулось. Но он верил в свое детище, совершенствовал его, например, готовил на замену паровой машины двигатель внутреннего сгорания. Смерть в 1902 г. прервала работу. Дело отца продолжил сын Порфирий, но из-за болезни и материальных трудностей завершить не смог.
Вывод.
Самоход Ф. А. Блинова был «концепт-каром», демонстрационным образцом нового типа машин. Он не получил прямого продолжения, но для своего времени был прогрессивной машиной. Уже давно все изобретения рождаются на плечах предшественников. Часто работа идет «пошагово», и на отдельных этапах появляется конечный продукт.
Ф. А. Блинов сделал важные и смелые шаги в рождении и становлении современных гусеничных машин. Можно сказать, что он несколько опередил время.