Найти в Дзене
Дай знать!

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДАННЫХ: ОТ НАКОПЛЕНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ

Над реализацией проекта глубинной перестройки работы с государственными данными, эксперты Аналитического центра при Правительстве РФ (АЦ) трудятся с середины 2018 года. Стать комплексным решением проблем лоскутной информатизации и раздробленности в работе с информацией, призвана национальная система управления данными. DATA феодализм и «костыли» Государственные данные - это сведения высокой ценности. Они лежат в основе принятия государственных решений и неразрывно связаны с жизнью каждого гражданина, фиксируя его правовые статусы от фамилии и наличия детей до прав на собственность. Исполинская масса данных, объемом в петабайты дискового пространства, исторически накапливалась в органах власти, и со временем привела к формированию уникального свода разрозненных правил и технических решений. Это был эволюционный процесс развития систем, времен информатизации и накопления данных, отвечавший индивидуальным запросам ведомств и абсолютно не учитывающий будущие потребности в агрегации и анал
Оглавление
Александр Малахов, руководитель Управления методологического сопровождения работы с данными Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, фото ac.gov.ru
Александр Малахов, руководитель Управления методологического сопровождения работы с данными Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, фото ac.gov.ru

Над реализацией проекта глубинной перестройки работы с государственными данными, эксперты Аналитического центра при Правительстве РФ (АЦ) трудятся с середины 2018 года. Стать комплексным решением проблем лоскутной информатизации и раздробленности в работе с информацией, призвана национальная система управления данными.

DATA феодализм и «костыли»

Государственные данные - это сведения высокой ценности. Они лежат в основе принятия государственных решений и неразрывно связаны с жизнью каждого гражданина, фиксируя его правовые статусы от фамилии и наличия детей до прав на собственность.

Исполинская масса данных, объемом в петабайты дискового пространства, исторически накапливалась в органах власти, и со временем привела к формированию уникального свода разрозненных правил и технических решений. Это был эволюционный процесс развития систем, времен информатизации и накопления данных, отвечавший индивидуальным запросам ведомств и абсолютно не учитывающий будущие потребности в агрегации и анализе массы сведений.

В результате Россия обзавелась тем, что специалисты в области информационных технологий именуют «зоопарком» информационных систем или «лоскутной информатизацией». Запутанная система из разношерстных решений, в основе которой лежит масса принципов и правил, а взаимодействие осуществляется с помощью системных «костылей» потребовала кропотливой работы по изучению и поиску решений для наведения порядка с данными.

Чтобы распутать этот «информационный узел», было принято решение о создании единых правил или требований к работе с государственными данными и системного внедрениях этих требований в органы власти. По сути, Единые требования пойдут от общего к частному, определяя единые для всех правила и опускаясь в частности каждого конкретного случая в виде методических рекомендаций.

По словам начальника управления методологического сопровождения работы с данными Аналитического центра при Правительстве РФ Александра Малахова, Единые требования не станут универсальным прикладным инструментом, но будут являться сводом принципов для использования в органах власти. Эта задача была объявлена приоритетной для команды АЦ, занятой созданием национальной системы управления данными в 2019 году.

4 столпа трансформации данных

Выбранный изначально путь построения решения на основе технологий и программных инструментов для управления основными данными (master data management (MDM), был отвергнут экспертами центра компетенций управления данными, развернутого на базе АЦ, как нереализуемый на общегосударственном уровне. В первую очередь этому препятствовали проблемы не технического, а правового и методологического характера.

Поскольку, глобальная миссия НСУД – обеспечить со стороны бизнеса и граждан доверие к государственным данным, и сделать данными реальным государственным активом, было решено разработать методологию работы с данными, подкрепить ее юридической значимостью, создать и наладить процессы управления данными и обеспечить информационное взаимодействие всех участников.

В итоге НСУД предстал в виде системы взаимосвязанных элементов. Первый - комплекс нормативно - правовых, организационных, методологических правил и процедур. Они призваны оказывать регулирующее воздействие на отношения органов и организаций госсектора, юридических и физических лиц в сфере управления государственными данными. Второй - федеральная государственная информационная система "Единая информационная платформа национальной системы управления данными" (единая информационная платформа) и другие информационно-технологические элементы Системы.

По словам Александра Малахова, 2019 год был посвящен методологической проработке и технической реализации ее применения на практике.

«В ходе этой работы, распоряжением Правительства, были утверждены Концепция НСУД и «Дорожная карта». Постановлением Правительства было утверждено положение «О проведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах» и функциональные и технические требования и написано положение о единой информационной платформе НСУД (ЕИП НСУД) – программно-аппаратном комплексе, обеспечивающем возможность обмена качественными данным. На рабочей группе федерального проекта «Цифровое государственное управление», включающей представителей экспертного и бизнес сообществ, были одобрены функциональные и технические требования к ЕИП НСУД. На основе этой работы Минсвязь России сформировало технические требования и запустило закупку на создание первой очереди ЕИП НСУД, которая, на сегодняшний день, запущена в опытную эксплуатацию», - пояснил Александр Малахов.

Практика по «Чистке данных»

Подготовка первой версии единых требований к управлению госданными и одобрение ее на Правительственной комиссии по ИТ позволило перейти к обкатке разработанных методик и технических блоков НСУД на базе пяти различных кейсов. Целью этой работы по повышение качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах. В результате эксперимента, на практике апробировались новые подходы к работе с данными, выявлялись скрытые проблемы и вырабатывались пути их решений.

«В рамках эксперимента мы пробежали большой путь по апробации своих методик и в понимании того как НСУД реально должна работать с данными, - рассказал Александр Малахов, - Был сформирован рабочий реестр из восьмисот с лишним федеральных информационных ресурсов. Для тридцати пяти из них сформированы детальные паспорта, подготовлена и апробирована методика оценки качества данных. Мы набили шишек, провели огромное количество общих, методологических, технических и тематических мероприятий. В том числе объехали 15 регионов и сформировали принципиальные подходы по реализации проекта».

При этом в центре компетенций управления данными признаются, что не все плановые вершины удалось взять штурмом с первой попытки. Однако НСУД - сложный инфраструктурный проект, который не делается по щелчку. Сказалась и многоэтапность решения большинства задач, уточнение собранной во время обследования информации у ее держателей и огромное количество участников процесса согласования.

«Было бы намного проще, будь Россия Сингапуром или Эстонией, но у нас несколько другие масштабы и федеративная форма устройства», - признается Александр Малахов, - однако проделанная работа позволит нам сосредоточиться на практических результатах в рамках единого системного подхода».

НСУД сотворят Data-стюарты

Эксперименты показали, что каждое изменение работы с данными это отдельный проект, подчиненный общей методологии. Это позволило перейти к конкретным проектам трансформации работы с данными и получения от этого практических результатов.

«Запуск центра компетенций управления данным (по сути data stewardship) потребовал от нас комплексного подхода, - рассказывает Александр Малахов, - были выделены группы экспертов, в задачу которых входила правовая экспертиза, паспортизация информационных ресурсов и анализ качества данных в соответствии с разработанными ранее методиками».

Эксперты должны проанализировать технические решения, описать бизнес-процессы работы с информационными ресурсами и решить ряд других типовых задач. При этом выделяются data stewards - аналитики данных. Они должны комплексно взглянуть на проблематику данных в конкретном случае и предложить решения. А за глубокое погружение в задачу и координацию трансформации работы с данными на основе НСУД, отвечают руководители проекта.

Рассказывая о применении Единых требований на практике, Александр Малахов отметил: «Мы прекрасно понимаем, что документ не закроет абсолютно все вопросы в сфере регулирования данных и не может быть «жестко» применим во всех отраслях. После того, как Единые требования будут законодательно утверждены, будет продолжена большая работа по «приземлению» этих требований под условия каждой отрасли в отдельности. Создание множества отраслевых требований будет учитывать специфику в логике работы, нормативно-правовом регулировании, компетенции специалистов и массу иных особенностей, которые потребуют проработки».

Внедрение НСУД – это создание инструментария для CDTO в проведении цифровой трансформации ведомств.

«Картирование» данных

По словам Александра Малахова, одна и важных задач ближайшего времени - создание инструментов, необходимых для работы с данными.

«Анализ показал, что существующие на рынке инструменты не решают задачи ведения государственной модели данных, - поясняет автор идеи, - именно грамотное построение модели госданных способно существенно сократить издержки на организацию межведомственного взаимодействия».

В конце марта 2020 года АЦ планирует запустить первую версию «Атласа данных». Это будет публичный информационный сервис, содержащий реестр информационных ресурсов и дающий представление, принадлежности к органу власти и атрибутивном составе, на основании детальных паспортов с описанием процесса ведения ресурса.

Исходные коды создаваемых инструментов, планируется выложить публичный репозиторий.

Ускорители цифровой трансформации

Команда центра компетенций управления данными ставит перед собой амбициозные задачи на 2020 год. Это и системная инвентаризация и доработки методологии, включающая обследование ключевых информационных ресурсов и подготовка учебных материалов для федеральных, региональных и муниципальных органов власти и проведение экспертных мероприятий. Сейчас в фокусе находятся лесная отрасль, пространственные данные, Арктика, здравоохранение и соцзащита. Кроме того, прорабатывается реализация ряда направлений, способных существенно способствовать цифровой трансформации:

- систематизация и гармонизация нормативно-справочной информации;

- работы по формированию цифрового профиля юридического лица;

- проработка отраслевых кейсов работы с данными;

- региональные аспекты управления данными и исключения дублирования сбора информации с регионального и муниципального уровней;

- пересмотр работы с открытыми данными в рамках НСУД.