Нижняя Кама в своё время была казачьим краем, здесь проходила засечная линия, которая начиналась от Старошешминска, а Бетьки первоначально были крепостью. В семьях Старошешминска и Новошешминска и сегодня ещё бережно хранят фотографии с изображением бравых казаков при оружии и наградах. Другой добрый факт - в Нижнекамске действует городское казачье общество, которое в ноябре прошлого года отметило своё 20-летие. В гостях у редакции «ВГ» побывал атаман общества «Станица Нижнекамская» Анатолий КАЛАШНИКОВ.
- Анатолий Владимирович, как вы начали возрождать традицию казачества на Нижней Каме?
- Судьба свела меня с нижнекамцем Ярославом Захаровым. Сам он не из казаков, но по духу близок к этому сословию. У меня мама местная, а сам я из Забайкалья. Прадед по отцовской линии - донской казак, после русско-японской войны остался в Забайкалье. Мы часто беседовали с Ярославом на тему казачества, сошлись во взглядах, начали поисковую деятельность, узнали, что когда-то в наших краях были казаки и охраняли рубежи России от кочевников, и пришли к мысли: почему бы нам не попробовать возродить у нас казачество? Мы поездили по казачьим городам и весям, добрались до Оренбурга, почему-то проигнорировав Елабугу. Оренбургские казаки и направили нас к елабужскому атаману «Союза казаков» Александру Баталову. В Елабуге в октябре 1990 года Ярослава Захарова, Виталия Павлова и меня посвятили в казаки. Тогда же был создан «Хутор Нижнекамский». Когда нас стало больше, нам повысили статус до «Станицы Нижнекамской».
- А каким же образом полнятся ваши ряды?
- Мы никому не навязываем свои идеи, а просто общаемся с людьми, рассказываем вообще о казачестве, о нашем обществе. Люди заинтересовываются, спрашивают, можно ли к вам? Новичкам мы даём испытательный срок: они участвуют в наших мероприятиях, но на круге, так называется наше собрание, они не имеют права голоса. Мы смотрим, как новички ведут себя, если видим, что кандидат достойный, то принимаем в наши ряды. Был случай, к нам попросился челнинец, представился потомственным казаком. Мы навели справки у челнинских казаков и в военкомате и вынуждены были отказать претенденту: сказали ему, чтобы он сначала решил все свои проблемы, а уж потом приходил к нам.
- Когда состоялся ваш первый выход в люди?
- В 2009 году мы, 25 человек, участвовали в параде Победы. Город увидел нас в строю в традиционной казачьей форме.
- У вас, наверное, есть и другие казачьи атрибуты?
- Обязательно. Когда нам дали статус станицы, мы оформились юридически, пошили станичное знамя, получили одобрение Министерства юстиции Татарстана. А форма у всех казаков одинакова, отличие лишь в лампасах. Оренбургскому войску, куда станица относились сначала, Екатерина II подарила васильковый цвет. После того как президент России подписал указ о том, что татарстанские казаки относятся к Волжскому казачьему войску, мы общим кругом решили, что перейдём в Волжское войско, но в Симбирске в окружном отделе атаманов попросили, чтобы цвет лампасов нам не меняли, - это решение круга. Так в нашем уставе поменялись лишь название и шевроны.
- С какими организациями сотрудничаете?
- С «Боевым братством», участвуем во всех общих мероприятиях. Работаем с детьми. У нас два клуба: «Белый барс» в школе №22 и «Медведи» в школе №21, занимаемся военно-патриотическим воспитанием, при этом не ставим цель, чтобы ребята обязательно стали казаками. Хотя много случаев, когда подростки занимаются в клубах, вырастают и решают вступить в казачество. С мальчишками в наших клубах с удовольствием занимаются и девочки. Им, к слову, очень нравятся занятия с шашками.
- А шашки у вас боевые?
- Нет, сувенирные. На них есть сертификаты, согласованные с УМВД. У каждого казака должна быть шашка. Мы проводим занятия по фланкировке, в том числе и с детьми.
- Но ведь казаки - это не только шашкой махать?
- Конечно! Часто мы ходим в походы. И это не прогулки, где пожгли костёр, сварили кашу и вернулись на автобусе домой. У нас всё серьёзно: идём пешком, учим, как надо действовать в критических ситуациях, где и как укрыться в грозу, как выбрать место для привала, правильно разжечь костёр, приготовить еду. Приглашаем и ребят, которые в своё время занимались горной подготовкой, они учат, как преодолевать крутые склоны. Детям нравится. Сразу взяли за правило: перед походом обязательно проводим инструктаж, участие ребёнка в походе - только с письменного разрешения родителей. Мы со своей стороны берём ответственность за детей. О том, что идём в поход, сообщаем полиции, МЧС, скорой помощи. Был случай - девочке стало плохо, вызвали скорую. По заранее согласованной с медиками карте маршрута нашего похода они приехали быстро, оказали помощь. Так ребята получают навыки самостоятельной походной жизни, учатся преодолевать препятствия, быть готовыми к любым ситуациям.
- Наверняка такая подготовка помогает и в армии. А после службы или учёбы в вузах общение с казаками продолжается?
- Многие ребята и девчата приходят, интересуются делами. Родители часто благодарят, отмечают положительные изменения в характерах и поведении своих детей. Когда мы только начали развивать это дело, больших задач не ставили, главное, чтобы дети были с нами и под присмотром, а не болтались по подъездам со всякими там куревом, алкоголем и наркотиками.
- А взрослые как постигают казачью жизнь?
- Взрослые, как правило, приобщаются к вере. Казак без веры не казак. Обязательно ходим на службы, участвуем в крестных ходах и больших празднествах. Плотно работаем с отцом Александром Колчериным. Он поддерживает нас с первых дней, за что ему большое спасибо. В последние годы проводим совместные концертные программы к православным праздникам, организуем казацкую кашу. И обеспечиваем безопасность на больших городских мероприятиях, например, на Сабантуе. Конечно, мы не являемся официальной охраной, но при виде казаков в военной форме люди начинают вести себя дисциплинированно. Выходим дежурить на День города. В прошлом году мы охраняли ночью проспект Мира. Сложность бывает в том, что все казаки - люди рабочие, многие трудятся посменно на градообразующих предприятиях. Но казачьи наряды обеспечиваем.
- Анатолий Владимирович, а как вас правильно называть?
- Я - атаман городского казачьего общества. Воинское казачье звание - есаул, что соответствует армейскому майору. Служил в ГРУ, в «ТАИФ-НК» работаю мастером. Мои заместители - Олег Галимов и Александр Ладушкин. В руководстве есть ещё Владимир Жданович - в перевыборный круг его, как уважаемого человека у нас и в «Боевом братстве», избрали в совет старейшин казаков (А. Калашников и В. Жданович - на верхнем фото). А Александр Ладушкин учится в православном храме на Святом Ключе, он будет нашим походным духовником.
- Среди казаков, знаю, есть мусульмане. Что по этому поводу говорит казачество?
- Принято считать, что казаками были исключительно православные христиане. Это не так. В среде казачества всегда было много представителей разных конфессий, в том числе мусульман. Николай I даже подписал специальный документ «Правила устройства духовной жизни магометан казачьего сословия». Ничто не может помешать казакам-мусульманам совершать намазы и готовить халяльную еду, а в период Рамадана держать пост. Если мы, православные, почитали молитву, я, есаул, говорю: «А теперь братья-мусульмане». И они тоже читают. О религиозных тонкостях в отношениях православных и мусульман я справляюсь у Юсуфа-хазрата и других знающих мусульман. В военное время или в походе молиться можно и тем и другим и в церквях и в мечетях. Бывает, мне высказывают претензии, задают каверзные вопросы, а я уже могу ответить оппоненту квалифицированно. Если кто-то таким образом захочет внести в наши ряды раскол, скажу сразу: ничего у него не получится, дружба и согласие между казаками подтверждено многовековой историей.