«Нет ни одного даже самого прискорбного события, в котором не было бы своих хороших сторон», - утверждал в своём провидческом романе «Чума» (1947) один из самых умных и талантливых людей ХХ века Альбер Камю. Как в воду глядел.
Сегодняшние форс-мажорные обстоятельства, кроме вполне оправданных страхов и опасений (не только медицинских, увы), всевозможных накладок и разочарований дали нам и очевидный плюс - заметно больший простор в свободном времени. Однако плюс легко может перейти в минус (проклятая диалектика!), если мы эти временные лакуны должным образом не заполним, ведь «мысли чёрные» тоже получают дополнительный стимул плодиться\множиться на привольном просторе. Конечно, их можно гнать по известной схеме несравненного АСП:
«Откупори шампанского бутылку
Иль перечти «Женитьбу Фигаро».
Кстати, меня с незапамятных времён волновало, почему Поэт поставил в своём божественном стихе разделительный союз «или» вместо соединительного «и»…Уверен, на практике Александр Сергеевич использовал куммулятивный\более воодушевляющий формат «И».
Учтём этот важный технологический момент, отправляясь в достаточно долгое, и, хочется верить, вполне увлекательное странствие по материку современного зрелища с таким обыденным названием- СЕРИАЛЫ.Уверяю вас, материк этот ещё полон «белых пятен», неоткрытых пространств. Даже уже застолблённые «земли» нуждаются в описании, картографии, систематизации.
Торопиться нам особо некуда, и поэтому не станем по возможности переключаться на суетливый дайджест, а в меру скромных сил предложим дорогим друзьям набросок «дорожной карты», которая должна сохранить актуальность достаточно продолжительное время.
Итак, начнём, пожалуй,- «с чувством, с толком, с расстановкой», как призывал читателя устами своего героя ещё один великий Александр Сергеевич, на этот раз Грибоедов.
ЧАСТЬ 1.
2010-е годы: НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, ФОРМАТЫ, ИМЕНА.
Пожалуй, главное отличие от прошлых, даже сравнительно недавних времён,- это невероятное изобилие: каждый ныне может найти себе зрелище на свой вкус и в соответствии с собственными представлениями о «прекрасном», интересном, захватывающем и пр., пр.
Что же определило этот сериальный «взрыв»?
А) Появление на рынке новых финансово-производственных монстров: это прежде всего Нетфликс, Амазон. Сейчас стоимость одной серии сложного дорогого сериала (ИГРА ПРЕСТОЛОВ, МАРКО ПОЛО, КОРОНА) достигает $10 млн.
Б) Новая система «проката» - вне традиционных ТВ-каналов, на самостоятельных интернет-ресурсах.
В) Сценарная «революция» в Голливуде, в результате которой многие талантливые писатели\драматурги перешли на «площадки» сериалов.
Г) К «придумыванию» и производству новых форматов и контента приступили не просто известные, а выдающиеся showrunners\ продюсеры\ режиссёры\промоутеры, мобилизовавшие под свои знамёна адекватные съёмочные группы и ярких актёров, доселе считавших ТВ-продукцию «кинематографом для бедных».
ГЛАВНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ этих трансформаций стало, как представляется, появление и серьёзное продвижение
«АВТОРСКИХ» СЕРИАЛОВ.
КАРТОЧНЫЙ ДОМИК (2013-2018) Понятно, почему сей шедевральный продукт открывает наш кондуит. Прежде всего, это пример высококлассной командной игры (по-крайней мере, в 3-х первых сезонах), в которой выделялись и постановщики (к примеру, Дж. Фоули – «Страх», «В упор»), и продюсер-режиссёр Д.Финчер («Бойцовский клуб», «Семь»), и основные исполнители во главе с блистательным К.Спейси.
НАСТОЯЩИЙ ДЕТЕКТИВ (2014-…), реж. К. Фукунага («Джен Эйр», «Безродные звери»). Актёрский тандем М.МакКонахи-В.Харрельсон в 1-м сезоне творит чудеса и вызывает в памяти лучшие образцы Нового Голливуда конца 1960-х-начала 1970-х г.г.
ФОСС/ВЕРДОН (2019), продюсер - Б.Карпентер («Подпольная империя», «Винил»). История жизни легендарного постановщика мюзиклов Боба Фосса («Кабаре») и его музы, танцовщицы Г.Вердон. Исполнители С.Рокуэлл и М.Уильямс работают на уровне своих героев.
ФАРГО (2014 – ...), продюсеры - четырёхкратные лауреаты «Оскара» братья Коэны. Дуэт Б.Б.Торнтон - М.Фримен стал одной из визитных карточек десятилетия.
НАРКО (2015-2017). НАРКО. МЕКСИКА (2018-2019)
Своеобразная «сборная» творцов («Элитный отряд», «Рейд») из всех киноцехов Южной Америки и креативных американских продюсеров\«шоураннеров» создаёт из достаточно банальной истории шедевр криминального жанра.
ТВИН – ПИКС (2017), реж. Д. Линч («Синий бархат», "Малхолланд- драйв"). Редкий пример того, что в одну и ту же сериальную «реку» можно, оказывается, войти с перерывом в 16 (!) лет - и почти повторить успех.
МАЛЕНЬКАЯ БАРАБАНЩИЦА (2018), реж. Пак Чхан-ук (Олдбой, «Служанка».Знаменитый корейский режиссёр Пак Чхан-ук (не путать с Пон Джун-хо, автором пресловутых «Паразитов») даёт свою версию талантливого, но полузабытого романа Дж.Ле Карре о затейливых методах разведслужб.
ВИНИЛ (2016), 21 продюсер, включая М.Скорсезе, среди сценаристов - тот же Скорсезе и бессменный лидер Rolling Stones М.Джаггер. Воодушевляющая история о буднях нью-йоркского звукозаписывающего лейбла в начале 1970-х. Победы Led Zeppelin и подъём глэм-рока.
ВАВИЛОН-БЕРЛИН (Германия,2017-…), реж. и сцен.- Т.Тыквер («Беги, Лола, беги», «Парфюмер»). Последние вздохи Веймарской республики: интересная, порой весьма «вкусная» мешанина различных кинематографических стилей и литературных источников.
МОЛОДОЙ ПАПА (Италия, Франция…),2016, реж и сцен. П.Соррентино («Молодость», «Великая красота»). Пожалуй, самый заметный, наряду с «Шерлоком», «Чёрным зеркалом» и «Короной», европейский сериал ХХI века.
БОЛЬШАЯ МАЛЕНЬКАЯ ЛОЖЬ, (2017-…), Ж.-М. Валле («Далласский клуб покупателей», «Молодая Виктория»). Брутальный мужчина «своими словами» пересказывает дамский роман, уже любопытно.
ПАТРИК МЭЛРОУЗ, 2018, мини-сериал, главный движитель проекта и исполнитель гл. роли Б.Камбербетч – «Шерлок».
ДРЯНЬ, (2016-2019), достаточно стильный, хотя и грубоватый продукт, во многом обязанный своим успехом модной сценаристке и актрисе Ф. Уоллер-Бридж («Золотой Глобус»-2020). Её героиня выпадает из обычных стандартов - и внешне, и по своему внутреннему строю. Короче, «Секс в большом городе»-в совершенно другой, антигламурной упаковке.
ВОСЬМОЕ ЧУВСТВО, 2015-2018,реж и сцен- братья\сёстры Вачовски («Матрица», «Облачный атлас»). Этакие качели-от явной нелепости и кича - до неподдельного лиризма и неожиданных сюжетных поворотов.
БОЛЬНИЦА НИКЕРБРОКЕР (2014- 2015), реж. С. Содерберг («Секс, ложь и видео», «11-12-13 друзей Оушена»). Лишний раз можно убедиться, что современный сериал - прямой аналог романной литературной формы.
УСПЕХ (Хорватия), 2018, реж. Д.Танович («Ничья земля», «Ад»). И производственный роман может быть интересным.
ТРАСТ, 2018, реж. Д. Бойл («На игле», «Миллионер из трущоб»). Авторы находят новые краски и акценты в известной истории похищения внука миллиардера П.Гетти. Их девиз - «не что, а как?».
ШУЧУ, 2018. Один из самых талантливых современных европейских режиссёров француз М.Гондри («Вечное сияние чистого разума», «Пена дней») открывает новые краски в феноменальном даровании Д.Керри.
ЧРЕЗВЫЧАЙНО АНГЛИЙСКИЙ СКАНДАЛ (мини-сериал), 2018. Маститый реж. С.Фрирз («Опасные связи», «Королева») воодушевляет на неожиданную роль постаревшего, но не растерявшего боевой дух Х.Гранта.
Ну, и на десерт ещё один, совсем свежий мини - сериал того же С. Фрирза- State of the union\СЕМЕЙНЫЙ СОЮЗ, блок из 10-ти 12-минутных серий о непростых отношениях супругов. Весело и грустно.
…Заметили, что наше время, назовём его «КоронТайм», вызвало к жизни мощную волну анекдотов? Типа: «Минздрав рекомендует воздержаться от объятий и поцелуев и, по возможности, держать друг от друга дистанцию. Семейные пары просто могут все оставить, как есть...» «Третий день карантина. Случайно разговорился с женой. Очень даже ничего женщина оказалась».
Сдаётся мне, что самое большое хождение подобные анекдоты имеют у нас… Это настраивает на оптимистический лад. Если мы в тяжеловатые минуты\часы\дни ещё способны придумывать и бодро транслировать подобные «черноватые» шутки,- это важное свидетельство, что так просто нас не возьмёшь…И не с такими напастями справлялись.
Как призывал В.И.Ленин, к 150-летию которого мы все готовимся, ТАК - ПОБЕДИМ!
П.С.1. На «Кинопоиске» большинство названных сериалов сейчас - в открытом доступе.
П.С.2. В следующей части окунёмся в «МЭЙНСТРИМ», бурлящий поток всех ведущих сегодняшних сериальных видов и жанров; далее – ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС. Отдельный пост будет посвящён ОТЕЧЕСТВЕННЫМ ХИТАМ.
Александр Блудышев