Найти в Дзене
Иван Гвоздь

Шило в гостях у Дудя: почему свобода, богема и бедность всегда идут рядом?

...Посвящается братве, у которой вечные проблемы с баблом…

...Какой же я молодец, что никогда никого не слушался, а то был бы сейчас:
Нервным программистом, ушлым коммивояжёром,
Цепким менеджером, скучным веб-дизайнером,
Крупным акционером, мелким лавочником
Трепетным сектантом, глупым политтехнологом
Продвинутым рекламщиком, продажным журналистом...
"Кровосток"

Информационным поводом и идеей для данной статьи стал выпуск шоу блогера Дудя, в котором он пригласил к себе художника Шило из банды «Кровосток».

Исполнитель андеграундно-шизоидно-гангстерского рэпа Шило – мужик в возрасте, всю жизнь проживший в криминогенном районе Москвы – Текстильщики. Он закончил художественное училище и задолго до появления группы «Кровосток», занимался тем, что зарабатывал себе на жизнь рисованием.

Шило
Шило

Комиксы, плакаты, графика, какие-то проекты – так мне представляется работа Шило «по специальности». Наверняка, чтобы как-то выживать и зарабатывать, Шило мог выполнять и пролетарскую работу, пока не было художественных заказов и идей. Так что, вполне понятно, когда Дудь расспрашивает его о прошлом, Шило отвечает, что жилось бедно, возникали частые проблемы с деньгами и нужно было обладать навыками бесплатного просачивания через турникеты метрополитена. Он рассказывает об этом весело и заметно, что чувака не сильно обламывали финансовые проблемы.

Далее Дудь, который всегда любил выпытывать у гостей своего шоу про зарплаты и размеры гонораров, спрашивает о том, хватало бы Шило заработка 100 000 в месяц. Шило отвечает, что вполне и это нормальные деньги. Дудь, этот московский парень, наверное, не знает, что в провинции многие люди как-то выживают на 15 000 в месяц.

Дудь. Известный блогер.
Дудь. Известный блогер.

Дудь часто расспрашивает своих гостей о 90-х. Просит их провести параллели между 90-ми и нынешним временем. Шило один из немногих гостей, кто отвечает, что не смотря на криминал и бедность тех времен, ему нравилось жить в 90-х. Потому что было свободнее жить. Только идиот не сможет понять, что художнику, будь то литератор или музыкант, важнее ощущение свободы, которая представляет собой безграничность самовыражения и отсутствие тем, на которые было бы наложено табу. Именно в 90-х все так и было. Но Дудь, сын своего времени, который измеряет все баблом, негодует и не понимает, зачем нужна свобода и что с ней делать, когда ты на мели. И не можешь «даже съездить в какую-нибудь Польшу!». Шило, может быть тонко троллит, а может искренне отвечает: «Если ты не знаешь, что делать со своей свободой, то значит она тебе и не нужна».

Кровосток
Кровосток

Итак, мы описали симптомы, а теперь давайте проведем подробный глубинный анализ всего этого.

БОГЕМА (франц. - цыганщина) слой деклассированной интеллигенции (художников, литераторов и др.), ведущей беспорядочный образ жизни.

Малая Советская Энциклопедия, 1937 года.

Конечно, критериев и классификаций богемы будет множество, но мы с вами пойдем от классического определения данного термина. Времена меняются, но это не сильно отображается на чертах настоящей богемы, ее боевого ядра. В понимании большинства людей, далеких от творческой деятельности, под критерий богемы попадают «буржуазные художники»: деятели шоу-бизнеса, попсовые исполнители, правительственные журналисты. То есть те люди, которые совершают различные странные поступки, имеют много денег и постоянно присутствуют на вечеринках и фуршетах не самого последнего разряда.

Не самый худший пример, но они тоже навряд ли богема в ее классическом понимании.
Не самый худший пример, но они тоже навряд ли богема в ее классическом понимании.

Такое понимание явления не совсем верно. Вокруг богемы, конечно же, могут сосредотачиваться люди «при деньгах», но самая главная характеристика настоящей богемы – это люди, занимающиеся свободным творчеством, на которое не влияют ни «денежные мешки», ни правительственная идеология, ни настроения в обществе. Настоящий богемный художник именно потому и живет беспорядочной бедной жизнью, потому что обладает свободным мышлением, очищенным от стереотипов и предрассудков. В отличие от "массового искусства", ценителей настоящего искусства не так уж и много.

Шило – несомненно человек богемы. Еще из гостей шоу Дудя представителем богемы можно назвать Лимонова. Многие же остальные деятели телевизионной журналистики и распиаренные звезды, что были у Дудя не подходят под эти критерии. У них есть бабло, но у них нет «свободы творчества» и вообще свободы как таковой.

Лимонов и Дудь. Разные поколения и разные представления.
Лимонов и Дудь. Разные поколения и разные представления.

Однако, мы можем судить, что в понимании Дудя работает иная формула. Она может звучать так: «Деньги – это свобода». Можно, отчасти, согласиться с тем, что бабло расширяет твои возможности, упрощает жизнь и делает ее комфортнее. Чем ты богаче, тем ты свободнее – это заблуждение начало формироваться в нашем обществе года после 2005-го. Именно тогда начинало свое становление русское общество потребления. Это было обусловлено стабилизацией экономической и общественной ситуации, но в первую очередь - резким ростом цен на нефть. Все, кто говорит про рождение общества потребления в 90-х, на мой взгляд, ошибаются. Потребление в те времена только начиналось и было в хаотично-зачаточном состоянии. А общественная структура была так же хаотична и разнородна. Именно наши современные времена начинали формировать такие понятийные схемы, как «бедность – это ж….» и даже целые психологические комплексы по поводу своей бедности. В 90-х этого еще не было.

У каждого - свои 90-е
У каждого - свои 90-е

Вот почему Шило и говорит, что жили бедно, но зато весело и свободно. Просто очень трудно перенести современную ментальность и психологизм на те времена. Дудь искренне не понимает, как можно ощущать себя свободным и чем можно заниматься, когда у тебя нет денег. В первую очередь, чтобы понимать психологизм Шило, Дудю нужно самому быть художником, литератором или музыкантом. Он таковым не является. Пожившему и повидавшему виды художнику и рэперу Шило трудно объяснить Дудю – сыну современного продажного времени, как можно с ограниченными средствами тусоваться и получать кайф от жизни. Не будет же он ему объяснять про многочасовые муки и радости творчества, про чтение книжек на любимом диване, прослушивание дискографий различных групп, перемещения по барам, выставкам, клубам и, конечно же, про употребление с друзьями чаев различных видов и сортов? Для настоящих радостей жизни не нужны большие средства. Счастье и неподдельную радость жизни невозможно купить, вот в чем штука.

-8

Часто можно услышать и такое мнение большинства: «вы, творческая интеллигенция, все время плачетесь о том, как вам несвободно жить и всегда имеете проблемы с деньгами!». Дудь выступает словно бы воплощением этого большинства, которое выбирает бабло вместо свободы. Но, если подумать, кому кроме деклассированной творческой интеллигенции нужна эта самая свобода? Наверное, никому. Отними у человека трудовую деятельность в конторе или на заводе, дай ему свободу распоряжаться своим временем и он с тоски умрет, не зная, как убить очередной день, где нужно чем-то занять и развлекать самого себя. Знаю людей, которые говорят: «Поскорей бы закончился отпуск! Хочу уже на работу – устал отдыхать!».

Том Уэйтс - богемный музыкант, который никогда не участвовал в рекламных роликах, ибо не хотел порочить свое имя и лирический образ.
Том Уэйтс - богемный музыкант, который никогда не участвовал в рекламных роликах, ибо не хотел порочить свое имя и лирический образ.

Дудю не знакома жизнь, когда ты вынужден как-то перебиваться от гонорара к гонорару, зачастую подписываясь на тяжелый физический труд. За свободу распоряжаться своим временем и творчеством, художник всегда платил бедностью.

Когда Дудь спросил у Шило про заработок 100 000 на месяц, то мы, исходя из ответа гостя шоу, понимаем, что 100 000 для Шило неплохие деньги, ибо своим творчеством он зашибает куда как меньше. Он не продажный журналист, не деятель русского шоу-бизнеса, не политический деятель. Он – небогатый художник, который делает свое независимое искусство и тащится именно от того, что делает его именно таким, каким хочет делать, не смотря на многие трудности и препоны.