Найти тему
Traveling Musician

Как исправлять ошибки

Иногда преподаватель так ухитрится исправить, что ученик больше никогда не придёт на урок. Более того, больше этим делом никогда не будет заниматься, полностью разочаровавшись в своих способностях. Наверное, отсюда корни той самой фразы про то, что «с языками ничего не получается». Не верю.
Исправлять надо аккуратно. И не всегда сиюминутно. И не всегда сразу давать правильный ответ. И уж тем более не давать критическую оценку навыкам или способностям: «Ну что за дурацкая ошибка! А я думала, что ты умнее» (способнее, внимательнее и пр.). Не исключено, что кого-то такой «пинок» будет мотивировать на великие подвиги, и в итоге ученик ещё и благодарен останется за строгую критику. Но на начальных этапах изучения языка это демотивирует говорить на иностранном языке очень многих.
Для начала разберёмся с такой простой вещью: вы ОБЯЗАТЕЛЬНО будете делать ошибки. Не делает ошибки тот, кто просто не говорит (а потом ещё всю жизнь жалуется на «языковой барьер»). Очень трудно быть перфекционистом: изучение любого языка постепенное, это долгий (!) процесс. Исправлять новичков, которые не используют Present Perfect Continuous во фразе «Я изучаю английский язык два месяца» нет смысла: они ещё не подозревают о грамматике более высокого уровня.
Вообще с новичками ситуация такая: чтобы они заговорили, нужно сделать упор на беглость (fluency), а уже потом разбираться с правильностью (accuracy). Когда человек поймёт, что он уже может высказывать свои мысли, и, что немаловажно, его уже понимают другие (!), вот тогда и можно придираться к мелочам и оттачивать грамматику, произношение, учиться правильно подбирать слова из нескольких вариантов-синонимов.
Соответственно, в случае с новичками важно и нужно исправлять те ошибки, которые мешают пониманию. Например, путает человек слова «teach» и «learn» - это уже влияет на его высказывание и правильное понимание того, что он говорит. Другой вариант - человек стабильно совершает ошибки в употреблении неправильных форм глагола в простом прошедшем времени (забыл, не знал, не доучил). Что в таком случае? Не исправлять каждую форму, но повторить с ним, а заодно и со всей группой при необходимости, формы прошедшего времени.
Важно отличать системные и случайные ошибки. Случайные оговорки и опечатки можно простить, если они не искажают смысл. Если человек системно неправильно пишет определенные формы слов (например, сравнительную степень прилагательных только со словом “more”, несмотря на длину слов и количество слогов), не нужно ругать и критиковать его - повторите эту грамматику. Может быть, он вовсе этого не проходил или пропустил это занятие по личным причинам.
То же самое на письме: иногда, вместо исправления каждой формы, достаточно составить структурированный список тем для повторения, в которых регулярно совершаются ошибки. Разбираться в ошибках там, где каждое предложение исчиркано красной ручкой, не хочется даже самому ответственному студенту. Ну и конечно, не исправляйте то, чего ещё не знают - не прыгайте выше головы.