Найти в Дзене

Титаническая прачка

Порой самое интересное в искусстве происходит на сломе эпох. Возможно, поэтому главная переломная эпоха в истории современной живописи - середина XIX века- дала множество необычных художников, многие из которых подчас даже не осознавали всей новизны создаваемых ими произведений. Они просто искали новый язык, который позволил бы им точнее понять и отразить меняющуюся реальность. Оноре Домье (1808-1809) начинал как график и быстро прославился своими острыми карикатурами. К живописи он перешел уже будучи зрелым и известным художником. И, сразу же , благодаря репутации и тематике своих полотен, был причислен к реалистам. Но, как стало ясно позднее, почти весь французский живописный реализм того времени вышел далеко за свои рамки и стал не меньшим провозвестием авангарда ХХ столетия, чем появившийся почти в то же время импрессионизм. Однако оригинальность и необычность манеры Домье выделялась даже на этом фоне. Недаром его гротескные, нарочито грубо исполненные образы вызывали восхищение М

Порой самое интересное в искусстве происходит на сломе эпох.

Возможно, поэтому главная переломная эпоха в истории современной живописи - середина XIX века- дала множество необычных художников, многие из которых подчас даже не осознавали всей новизны создаваемых ими произведений.

Они просто искали новый язык, который позволил бы им точнее понять и отразить меняющуюся реальность.

Оноре Домье “Прачка” (1861).
Оноре Домье “Прачка” (1861).

Оноре Домье (1808-1809) начинал как график и быстро прославился своими острыми карикатурами. К живописи он перешел уже будучи зрелым и известным художником. И, сразу же , благодаря репутации и тематике своих полотен, был причислен к реалистам.

Но, как стало ясно позднее, почти весь французский живописный реализм того времени вышел далеко за свои рамки и стал не меньшим провозвестием авангарда ХХ столетия, чем появившийся почти в то же время импрессионизм.

Однако оригинальность и необычность манеры Домье выделялась даже на этом фоне. Недаром его гротескные, нарочито грубо исполненные образы вызывали восхищение Мане и Дега.

При этом, в поисках нового языка ( и это тоже характерная черта всей эпохи) Домье не столько стремится к изобретению чего-то принципиально нового, сколько пытается по-новому использовать методы прошлого.

Вот его “Прачка” (1861). Главная героиня монументальна как титаны Возрождения, а вся картина по манере напоминает только, что переоткрытого современниками Домье Леонардо, особенно его рисунки.

Но революционность тут не в том, что в масштабе титана изображена простая прачка, а в том, что вся эта масштабность и мощь рисунка используется для того, чтобы отобразить конкретный момент реальной жизни обычного человека.

Это изображение титанической трагичности повседневной жизни простого человека. Это в каком-то смысле та самая слеза замученного ребенка, о которой говорил в это же время Достоевский и, которой не стоит весь мир.

Ужас обычной жизни простой прачки возводится в масштаб события вселенского значения. И тут нет никакой сентиментальности, только высокая трагедия. И вес тюка с мокрым бельем в огромных руках прачки воспринимается как тяжесть всех человеческих страданий на земле.

Еще больше о живописи в блоге @ihaskovitch