Найти тему
Traveling Musician

Почему в Америке легче учиться

С каждым новым уровнем обучения (школа - бакалавриат - магистратура) мне становилось всё легче. Может быть, это моя личная история, которая совсем не относится к практике других людей, но так уж исторически сложилось. И что самое странное: магистратура в США была гораздо проще, чем бакалавриат, а тем более общеобразовательная школа, в России. Если у вас другой опыт, поделитесь! А пока я перечислю несколько интересных моментов, касающихся различий системы образования в США и России, чтобы обосновать своё мнение.


1) В Америке каждый курс начинается с документа, который называется syllabus - это не совсем привычный для преподавателей вузов "учебный план". Это некий таймлайн, который даёт представление о том, что будет происходить в течение семестра на КАЖДОМ занятии. Это довольно подробный план того, что будет происходить, какие цели, какие работы и в какие сроки нужно сдавать, как они будут оцениваться, чего ожидать от курса и преподавателя в целом. Невероятно полезная штука и для преподавателя, и для студентов. Пользуюсь и сейчас на всех своих курсах. Преподаватели могут мне возразить: "Мы не знаем, сколько страниц учебника мы пройдём за один урок". Так и есть, но... Не имея подобного плана, некоторые группы проходят десять страниц за полгода, в то время как другие - целый учебник за месяц. Оба варианта не очень привлекательны. Я думаю, что нужно умеренно дозировать отдельные лексические и грамматические темы (не более одной каждого типа на каждое занятие), а не страницы учебника как таковые.


2) Поскольку есть syllabus, есть и развернутая система оценки. Это называется formative assessment: вместо одного экзамена в конце семестра (summative assessment), который определяет вашу судьбу и вашу стипендию и часто зависит от настроения преподавателя или его субъективного мнения о ваших способностях, оценка работы в семестре состоит из нескольких частей. Эта система, используемая в Америке, мне показалась настолько логичной и объективной, что я до сих пор использую её в своей практике. Расскажу немного об элементах оценки. Я всегда включаю посещаемость в общую оценку, потому что, повторю предыдущий пост - язык нельзя выучить за ночь перед экзаменом. Это длительный процесс. Это практика, а не набор правил и фактов. Обычно по моим правилам студенты могут пропустить не более двух занятий в семестре по любым причинам (да-да, можно проспать или просто пойти пить кофе с друзьями, без объяснений). Другие элементы оценки - портфолио (сдается во второй половине семестра), регулярные проверки (раз в неделю), проекты по курсу (раз в месяц) и два теста (в середине семестра и по итогам). Мне хочется сделать эту систему как можно более прозрачной, поэтому пользуюсь Google Sheets, чтобы студенты в реальном времени имели доступ к своим оценкам, видели количество пропусков, баллов за каждую проверочную работу и проект, а также знали, на какую оценку им рассчитывать в конце семестра. Думаю, что это снижает их уровень стресса, особенно в тяжелую зачетную неделю и экзаменационную сессию, и минимизирует человеческий фактор при выставлении оценки ("такой хороший и талантливый студент, как же я ему тройку поставлю...", "так мало посещал, не заслужил пятерку").


3) Ещё одна вещь, которую я выучила в Америке: оценки можно выставлять по двум принципам - norm-reference и criterion-reference principles. Первый принцип работает в том случае, если оценка ставится человеку при сравнении его знаний со знаниями других студентов в этой группе. Во втором случае оценка ставится, исходя из требований курса и по конкретным критериям к заданиям, с которыми студент должен был справиться в течение семестра. Я признаю только второй вариант, особенно в нелингвистических и негуманитарных группах, где уровень владения языком может варьироваться от начинающего до суперпродвинутого. Студентов сравнивать нельзя! Можно сравнивать студента только с самим собой - в начале и конце семестра. Если человек пришел с уровнем pre-intermediate, то нельзя ставить ему плохую оценку в конце семестра только за то, что он завершил семестр с уровнем intermediate, а не advanced, который изначально мог быть у его друзей по группе.


4) И последнее. Общение с преподавателями в США было намного проще и приятнее, чем в России. Честное слово. Некоторая неформальность и открытость очень помогала, минимизировала стресс при сдаче заданий. Меня радовало, что можно задать любой вопрос, и он не будет раскритикован как глупый и неуместный. Также преподаватели ни разу не ругали за плохие ответы - это ваше мнение, мы вас услышали. В целом, атмосфера поддержки очень помогала в обучении и доказала свою эффективность. Именно поэтому я очень радуюсь, когда мне пишут мои студенты в настоящем или прошлом, делятся своими успехами или задают волнующие их вопросы. Это очень приятно!