О стихотворных формах сказано настолько много, что легко запутаться, особенно в терминах. Важно знать, что рифмующиеся строчки легче воспринимаются, чем не рифмованные, а подобные по структуре слогов, где ударные играют определяющую роль, создают ритм стиха. Стихотворный текст, в основном, делится на строфы, где каждая строка рифмуется с какой-либо (или с несколькими) и совпадает с ней по структуре (может быть укороченной), например, минимально возможная строфа - двустишие с укороченной второй строкой:
Бьёт батог
В бок.
Основная масса стихов написана четверостишьями, но мастера всегда выбирают форму, исходя из идеи произведения. И количество строк в строфе (тем более структура) может быть любой. Есть более сотни твёрдых форм, добавляющие сложности творцу произведений. Форма работает на идею; исходя из главной мысли произведения, автор и подбирает форму. Примеры классиков свидетельствуют, что подбор формы - вещь чрезвычайно важная. Достаточно остановиться на примере В. Маяковского: рубленый тонический стих, записанный лесенкой для определения пауз, вбивает слова, как гвозди. Но с другой стороны его поэзия - не зарифмованные плакаты, он - художник размашистого, но выразительного стиля, хотя и наступивший на горло своей песни. Ещё один яркий пример находим у А. Твардовского в эпической поэме "Василий Тёркин". Он выбрал для описания страшной и кровавой войны лёгкий четырёхстопный хорей, который характерен для фольклорно-юморных тем. Мастер блестяще прошёл между Сциллой и Харибдой, и недаром главы поэмы, печатавшиеся во фронтовых газетах, зачитывались бойцами до дыр.
Подобрать форму, бывает, не просто, но очень интересно. А лёгкий путь в творчестве может быль лишь один - вниз.