Найти в Дзене
Елена Алфёрова

Аркадий Аверченко: смешно о страшном. Лучшее чтение во время карантина

Оглавление
27 марта  1880 года родился Аркадий Тимофеевич Аверченко, русский писатель, сатирик, редактор юмористических журналов. “Король юмора”, “Русский Марк Твен” , как называли его ещё при жизни.
27 марта 1880 года родился Аркадий Тимофеевич Аверченко, русский писатель, сатирик, редактор юмористических журналов. “Король юмора”, “Русский Марк Твен” , как называли его ещё при жизни.

Изучаю я биографию Аркадия Аверченко, чтобы снять видео ко дню его рождения. Рассказы перечитываю, освежаю в памяти. И обнаруживаю, что читаю его коротенькие истории уже третий час и смеюсь во весь голос.

Лично мне близок рассказ “Контроль над производством”. Он о том, как к писателю пришли рабочие, чтобы контролировать его производство. То есть писательство. А потом ещё обиделись: не разговаривай с ним, не смотри на него. Писать он, видите ли так не может.

У меня тоже такая ситуация, не понимают домашние, что когда пишу, ну, нельзя отвлекать. И думаю, что сейчас с этой проблемой столкнутся не только писатели, а все люди, которым сейчас приходится работать из дома.

Трудно перестроиться, трудно организовать работу и не перессориться со своими родными. Но, может быть, отнестись к ситуацию с юмором как это делал Аверченко?

Некогда читать? Смотри видео:

“Король юмора” и “Русский Марк Твен”

Родился Аркадий в семье купца, в Севастополе. С детства имел проблемы со зрением. Поэтому окончил только 3 класса гимназии. А затем его обучали сестры. Рос он в женском царстве - шесть сестер у него было и мама.

И, конечно, читал книги. Талантливые люди, которые не могли учиться, успешно наверстывали знания через чтение.

Работать Аверченко пошел уже в 15 лет, работал писцом, затем конторщиком. В 1902 году опубликовали его первый рассказ “Умение жить” в журнале “Одуванчик”, в 1903 “Как я застраховал жизнь”. Сам он считает начало литературной карьеры с рассказа “Праведник”, вышедший в 1904 году.

С тех под он начинает писать и печататься. А с 1906 года он занимается и редакторской деятельностью, редактирует журналы. Сатирические. “Шит”, “Меч” в Харькове. А в 1907 году переезжает в Санкт-Петербург и занимает место редактора в журнале “Стрекоза”.

За работу в “Стрекозе” он берется с энтузиазмом. Предлагает другое название “Сатирикон”. В журнале печатают Сашу Черного, Надежду Тэффи, Александра Грина, Алексея Ремизова. Журнал раскупают как горячие пирожки, а Аверченко награждают званием “Король юмора”.

"Дюжина ножей в спину революции" и внимание Ленина

Но всё резко закончилось в 1918 году. Большевики закрывают журнал. Аверчено не принимает революцию. Он считает, что Россию, его любимую Россию растерзали, уничтожили, разрушили.

Он уезжает в родной Севастополь, который занят белогвардейцами. Пишет для газеты “Юг”. И ждет, надеется, что власть ещё переменится. Ждал до последнего парохода, который увозил эмигрантов… Но чуда не случилось. Аверченко эмигрировал в Константинополь, затем в Софию, Белград и осел в Праге.

Все это время продолжал писать. Например, сборник памфлетов “Дюжина ножей в спину революции”. Написал настолько ярко и талантливо, что Владимир Ильич Ленин написал статью об этой книге. Назвал произведение Аверченко «талантливой книжкой озлобленного белогвардейца».

Но ведь правду писал. И не со злостью, а с грустной иронией, которая заставляет задумать о том, что не всё так гладко прошло с революцией.

Его последний сборник рассказов называется “Смешное в страшном” . Вот сегодня у нас в мире происходят страшные вещи. И сочиняют анекдоты, мемы о коронавирусе. Думаю, что сейчас бы Аверченко тоже посмеялся бы над ситуацией. Но не плоско, не избито. А так, чтобы посмеявшись, познать истину.

Смеяться над страшным не можно, а должно! Так говорил Аверченко.

Не преступление ли - отыскивать смешное в страшном?
Не кощунство ли - весело улыбаться там, где следовало бы рвать волосы, посыпать пеплом главу, бия себя в грудь, и, опустившись на колени возле вырытой могилы, долго неутешно рыдать?..
Вот два вопроса, которые были бы совершенно правильны, если бы... около нас был, действительно, настоящий труп.
Но Россия - не труп. Долго хлопотали, много сделали для того, чтобы превратить ее в неподвижное, гниющее, мертвое тело, однако - руки коротки у горе-хирургов. Пациентка все-таки жива.
У нее выпустили кровь, - новая кровь разольется по жилам и могучими бодрыми толчками пробудит к деятельности затихшее сердце.
Ей выкололи глаза, а она уже начинает прозревать.
Вырезали язык, а она говорит. Пока еще тихо, бессвязно, но будет час, загремит ее голос, как гром, и многие подлецы и шулера задрожат от ужаса, а для нас это будет раскатом весеннего грома, за которым следует бодрый, теплый дождик, освежающий, смывающий всю грязь.
Ей отрезали руки, ноги... Ничего! Придет час - срастется все. Еще крепче будет.
Ну, видите? При чем же здесь битье в грудь и посыпание скорбных глав пеплом?..
Значит, смеяться можно.
Больше того, - смеяться должно. Потому что у нас один выбор: или пойти с тоски повеситься на крючке от украденной иконы, или - весело, рассыпчато рассмеяться.

Да, хотела рассказать вам о детских рассказах о детях и для детей, но и так заняла у вас много времени.

Но если интересно, вы мне напишите, я сделаю ещё видео по детским рассказам Аверченко.

А пока мы на карантине, стоит почитать его взрослые произведения. Смеяться над собой - великий дар, который делает нас не просто сильными, а неуязвимыми.