Здравствуйте, уважаемые автовладельцы! Живя в современном мире, никому из нас не нужно напоминать о трудном экологическом и экономическом положении. Земельные ресурсы истощаются крайне быстро, а вместе с тем повышается и степень загрязнения нашей планеты. Именно поэтому "ведущие умы" пытаются открыть альтернативные источники энергии, которые могли бы возобновляться и не привели бы к глобальной экологической катастрофе.
Ядерный распад и синтез — на момент XX - XXI вв. это самый доступный и физически реальный способ добычи колоссальной энергии. Он применяется для обеспечения городов электричеством, в производстве атомного оружия, а также в качестве двигателя для некоторых транспортных машин и комплексов. Входят ли в их список автомобили? Сейчас разберёмся!
Принцип работы атомного двигателя?
Для многих словосочетание "машина с ядерным двигателем" звучит ужасающе, ведь это ничто иное, как бомба на колёсах. Однако, инженеры озадачены другой проблемой, а именно, созданием атомного реактора небольших размеров. Дело в том, что сам реактор является энергетической установкой, вырабатывающей тепло, и для того, чтобы заставить колёса автомобиля вращаться, это тепло необходимо преобразовать.
Упрощённо принцип работы реактора заключается в выделении большого количества тепла в результате цепной управляемой ядерной реакции. Охлаждающая его вода вскипает, а выделяющийся пар попадает на лопатки турбины, заставляя её вращаться. Затем он конденсируется, и цикл повторяется. Чтобы поместить в автомобиль такую установку, его размеры должны быть минимум, как многотонный грузовик. Тем не менее, попытки создать что-то подобное не раз фиксировались в истории, а разработки продолжаются и по сей день.
Реально ли создать атомный автомобиль?
Сразу хочу отметить, что пока ещё не было ни одного атомного автомобиля, который передвигался бы своим ходом. Все созданные прототипы были и остаются лишь макетами, которые так и не удалось воплотить в жизнь...
К ним относятся Ford Nucleon 1957 года и Ford Seattle-ite 1962 года. Эти машины имели своеобразный дизайн и чем-то напоминали миниатюрные космические корабли. По задумке конструкторов реактор должен был занимать 80% места, поэтому водителю с пассажирами оставалось лишь 2 сиденья и багажник небольшого объёма. Автомобили были неудобными, громоздкими и имели не очень надёжную защиту от облучения. Но вместе с тем они могли обрести абсолютно уникальные преимущества перед всеми существовавшими на то время моделями.
Бесшумность. Шум, издаваемый реактором, практически незаметен для человеческого уха. Единственный источник звука — это вращающиеся паровые турбины.
Экологичность. С надёжной изоляцией и системой управления реактором такой автомобиль становится абсолютно безвреден для окружающей среды.
Автономность. В зависимости от внедряемой порции ядерного топлива, машина могла проехать от 8000 до 30000 км без дозаправки.
Такими свойствами не обладает ни один современный автомобиль! Кроме всего прочего, реактор, в отличие от привычного поршневого ДВС, является энергетической установкой. Производимое им тепло можно преобразовать как в крутящий момент, так и в электрическую энергию, без особой потери мощности.
Почему ядерный автомобиль невозможен?
Не стоит скрывать тот факт, что за всё время владения атомом, были созданы и воплощены в реальность несколько проектов. Например, советский гусеничный комплекс ТЭС-3, представляющий собой миниатюрную передвижную АЭС. По задумке она должна была эксплуатироваться на Крайнем Севере, однако, использовать технику, работающую на жидких углеводородах (бензин, ДТ), было гораздо выгоднее и удобнее. По официальным сведениям, проект был закрыт из-за неоправданности потраченных средств.
Не менее интересными являются атомные танки, ледоколы, а также подводные лодки, производство и эксплуатация которых продолжается по сей день.
Однако, об автомобилях с реактором в ближайшее время можно не мечтать. Связано это с тем, что учёные пока не придумали установку, которая смогла бы уместиться в классический кузов авто. Причём большую часть пространства занимал бы не сам реактор, а система охлаждения. Именно поэтому применение атомных двигателей в морском транспорте так распространено — есть постоянный приток воды! Да и размеры всех существующих и когда-либо созданных "ядерных машин" во многом превосходили автомобиль.
Заключение
С уверенностью можно сказать, что автомобиль с атомным сердцем учёные ещё не придумали. Их первостепенная задача состоит, казалось бы, не в обеспечении безопасности, а в создании компактной ядерной установки, применение которой было бы целесообразным. Ведь какой смысл тянуть за собой пару прицепов, чтобы перевезти 2-х человек...
Если вам было интересно читать, и вы любите познавать автомир, то подписывайтесь на канал и ждите новых выпусков! Не оставляйте статью без оценки, а также делитесь своей точкой зрения в комментариях! С уважением, АВТО ИЗНУТРИ!