Найти тему
AI Polyak Art

Об обработке фотографий и продвижении художника

Peekaboo.Художники Алексей и Ирина Поляковы. 2020.
Peekaboo.Художники Алексей и Ирина Поляковы. 2020.

Несколько лет назад, когда мы активно начали публиковать наши картины на просторах интернета, стало приходить множество вопросов, в каких программах мы обрабатываем фото, что картины в результате смотрятся просто сногсшибательно. Вопрос был мягко говоря странный, так как для нас совершенно очевидны последствия "украшения" фотографии, а именно невозможность последующей продажи оригинала. Но вопросы не прекращались, и мы заинтересовались этой темой, начали собирать информацию. В процессе общения с огромным количеством начинающих и профессиональных художников в различных международных сообществах по искусству мы узнали странную вещь: чтобы повысить свой рейтинг и набрать больше лайков, подавляющее большинство художников реально обрабатывают фото своих картин всеми доступными средствами: начиная от функций улучшений на телефоне до обработки в Photoshop и использовании Digital art. Давайте разбираться с этой ситуацией.

Почему и для чего?

Потому что хочется (и надо!) выставить в соцсетях и/или на сайте красивую работу, чтобы привлечь внимание потенциального покупателя к себе, как художнику в целом и к конкретной работе в частности

Так надо улучшать или нет?

Надо, если работа снимается кустарным способом - на непрофессиональную камеру или вообще на камеру мобильного телефона, без выставленного света и соблюдения прочих тонкостей профессиональной съемки живописи. Фото работы - это, безусловно, лицо художника. Но не все художники, тем более начинающие, имеют возможность приобрести дорогостоящее профессиональное оборудование для съемки или обращаться к за услугами профессиональных фотографов. Сканирование живописи тем более дорогое удовольствие. Поэтому так важно правильно обработать фото - убрать все лишнее, обрезать, поправить цветность. Просто нужно всегда помнить, что задача обработки - дотянуть фотографию до оригинала, а не превзойти оригинал в разы.

В общем, однозначный ответ - надо, потому что:

+ Световые блики, нечеткость, "чужеродные элементы" в кадре (то бишь часть мольберта, пальцы, держащие картину и т.д. и т.п.) смазывают эффект от работы и отвлекают внимание зрителя. Да, именно огрехи и недостатки фотографий, а не виртуозный мазок и уникальные цветовые переходы в картине цепляют взгляд зрителя!

+ Хорошее фото способствует продвижению художника. Фотография картины - это ваше лицо и витрина вашего искусства!

+ Хорошее фото - как хорошая упаковка, работает на привлечение внимания, в том числе потенциального покупателя. Именно поэтому художники иногда используют эффект интриги, публикуя не полное фото, а небольшой фрагмент картины, который вызовет любопытство и подогреет интерес зрителя. Такой подход чаще всего используется в рекламе для привлечения подписчиков, активации переходов на сайт, соц сеть.

+ Погоня за лайками. Да, это тоже реалии современной жизни: многие начинающие художники делают ставку на привлечение внимания к своему творчеству через лайки в соц сетях. И не гнушаются выходящими за все разумные границы обработками и улучшениями фотографий и видео своего творчества. Если это хобби и потребность в популярности, а не профессиональная живопись с последующей продажей картины, то каждый имеет право постить любое изображение, не несущее оскорбительного или враждебного намека и не нарушающее чужие авторские права. Просто как способ заявить о себе миру - ок.

+ Продажи "как-бы искусства". Мы знаем некоторых таких "художников" лично. Они уже много лет не могут продать ни одной своей картины, не участвуют ни в одной выставке, но при этом являются весьма популярными личностями на просторах интернета с сотнями и даже тысячами сердечек под каждой публикацией. И они не страдают от того, что являются плохими художниками, потому что зарабатывают не искусством: их паблики и каналы достаточно популярны и приносят доход)) Есть даже такие, кто сделал на этом маленький бизнес. Мы не раз наталкивались в Фейсбук на личные странички подобных художников, активно продающих не оригинальную живопись, а постеры, кружки, майки, сумки и т.п. со своими обработанными и улучшенными почти до неузнаваемости "картинами". Почему бы и нет, если покупают?

На что обращать внимание, если вы фотографируете на телефон и пользуетесь для обработки любительскими мобильными приложениями:

* Размер в кадр. Это значит, что задний фон - обои, мольберт и прочая ерунда - не должны быть в кадре. Обрезайте фото по границам живописи

* Яркость. Бывает, что яркое освещение "засвечивает" картину, и для съемки приходится его приглушать. Значит, в самой фотографии необходимо отрегулировать яркость и экспозицию

* Блики. При фактурном мазке световые блики обязательно появляются. Тем более, если работа покрыта финишным глянцевым лаком. Частично эту проблему можно решить, поиграв с функцией контрастности. Не переборщите, так как сильное увеличение контрастности "съест" мелкие цветовые нюансы, которые могут быть важны для общего впечатления о вашей живописи

* Цветность. Здесь почти во всех приложениях работают две функции: насыщенность и красочность. Насыщенность сделает более яркими ваши основные цвета. А вот красочность часто добавляет оттенки, которых в реальной картине нет. Да, фотка становится красивой, но оригиналу не соответствует.

* Четкость. Такая функция есть не во всех приложениях. Она дает возможность убрать размытость, если камера на телефоне не супер. Но будьте внимательны, эта функция имеет свойство глушить и затемнять цветность.

* Картина в интерьере. Пока что мы не встречали программы, которая давала бы возможность поместить картину в интерьер так, чтобы пропорции картины соответствовали или были бы приближены к реальным относительно выбранного в приложении интерьера. Но если вы собираетесь помимо оригинала продавать еще и принты, то такое приложение будет полезно для продвижения.

Будьте разумны при обработке, постоянно сравнивайте фото с оригиналом. Наши ученики, начиная продвигать себя и публикуя свои картины, сначала высылают обработанную фотографию самому себе в соцсеть, чтобы посмотреть, как она будет выглядеть на экране другого устройства. Ну, а если вы профессионально владеете программой Фотошоп, то возможностей по улучшению фотографии у вас в разы больше. Просто всегда помните, что покупатель хочет получить то, что он увидел. То есть фотография должна максимально соответствовать оригиналу! Мы часто сопровождаем фотографию картины видео или дополняем фотографиями увеличенных фрагментов.

Как поступаем мы

Мы всё же купили оборудование: хороший фотоаппарат для профессиональной съемки, светопоглощающий экран и два прожектора для выставления освещения. Но чаще отвозим наши картины на профессиональный сканер для живописи. Да, это стоит денег, но в нашей личной практике продаж этот подход себя оправдывает. Причин две, одна - личная, вторая связана с искусством с точки зрения бизнеса. Как люди творческие и, соответственно, чувствительные, начнем с личного. Каждая наша картина - это наше детище. Дело даже не столько в том, что сама техника нашей авторской живописи не позволяет сделать точную копию работы, и не в том, сколько кропотливого труда и времени инвестировано в художественный процесс и результат, а в том, что в каждую картину мы вкладываем душу, наполняем ее своими чувствами и мыслями. Мы буквально живем в том мире, который творим на своих полотнах. Мы эмоционально связаны с каждой нашей работой, поэтому нам тяжело расставаться с нашими картинами, и мы сохраняем их сканы. Что касается бизнеса, здесь два основных момента: во-первых, скан - это лучший вариант качественного и максимально достоверного фото оригинала; во-вторых, скан позволяет делать принты любых размеров от карманных календарей и печати на футболках до больших холстов для украшения интерьера. А принты покупают зачастую лучше, чем оригиналы. Тут играет роль и доступная по сравнению с живописью цена, и шанс стать обладателем картины, которая уже снята с продажи и находится в частной коллекции, и возможность заказать у художников размер по вашему желанию. О том, на что художник должен обращать внимание при сканировании картин, мы расскажем в ближайшей статье.

В качестве примера - фото на смартфон нашей картины "Орлик" без обработки. Картина покрыта лаком. Фон черный, но на фотографии помимо бликов фактуры и отражения света видны цветовые рефлексы от окружающих объектов. Это и есть непрофессиональная фотография, несмотря на то, что изображение обрезано по границе картины.

"Орлик". Холст 50Х40 см, акрил, лак. Художники Алексей и Ирина Поляковы. Авторская техника Fluid Graphics. (С) A&I Polyak Art, 2020
"Орлик". Холст 50Х40 см, акрил, лак. Художники Алексей и Ирина Поляковы. Авторская техника Fluid Graphics. (С) A&I Polyak Art, 2020

Такую фотографию можно опубликовать в соцсети, но если вы отправляете работу в выставком, на конкурс или для публикации в каталоге, то убирать огрехи фотографии необходимо.

Надеемся, что эта информация была вам полезна и интересна!

С уважением, Алексей и Ирина Поляковы.