"Хочу внести некоторые дополнения в то, что написал ранее"
Намеченные мною тренды потребления начнут проявлять себя с разной скоростью. Поэтому готовиться к ним надо незамедлительно. В текущей конкурентной борьбе выживут те компании, которые быстрее смогли внести онлайн-изменения в свой бизнес и донести свой продукт, за которым покупателю ранее приходилось выходить из дома, непосредственно в дом потребителя.
И на первых порах общего падения рынка эти товарные тренды проявят чаще не рост, а меньшее падение на фоне других товаров. Что позволит им занять большую долю в бюджете покупателя, чем они занимали ранее. На фоне снижения спроса в целом на товары второй необходимости (первая – продукты) – это отличный результат. И, соответственно, после выхода из стагнации эти направления начнут расти еще более бурными темпами.
Еще об экономике одиночества. Обустраивая свое домашнее хозяйство, спрос сместится в сторону вещей, которые создают необходимое удобство при нахождении дома и в онлайне.
В мебели подрастет доля – диваны, стулья, столы, кресла и подобное.
Домашние занятия (помимо нахождения в онлайне) – книги, шитье (материал, машинки), другое оборудование для домашнего времяпрепровождения и игр.
Спрос на онлайн-образование не только основное (перенос обучения в школе, институте в онлайн), но и дополнительное (то обучение, новая сфера образования, которую откладывал по причине нехватки времени). Курсы переподготовки на новые востребованные профессии (программисты, тестировщики, онлайн-маркетологи и другие онлайн-специалисты) будут на расхват.
Для бизнеса, на самом деле, после карантина наступают не самые плохие времена. Если до сего момента необходимо было вкладываться в оффлайн розницу, нести огромные расходы на ее обслуживание (аренды магазинов, локальных складов, оборудование, ПО, персонал, всякие лицензии и разрешения для работы в оффлайн и многое другое), то сейчас в операционном плане все становится намного проще. Центральный склад в городе, сайт, приложение и логистическая команда.
Высвобождается огромный ресурс за счет исчезновения вышеуказанных офлайновых расходов, который в полном объеме можно вложить в продвижение онлайн. Ранее такие вложения были неэффективны, так как люди не были настолько готовы рассматривать онлайн, как канал покупки вашего продукта. Сейчас ситуация существенно изменилась.
Такая ситуация делает еще проще в финансовом и организационном плане открытие новых бизнесов. Такой прекрасной возможности раньше просто не было.
Также это сигнал для всех производителей, которые не работали напрямую с покупателями, выходить с ними на онлайн-контакт, минуя посредников, и сделать свой бизнес более независимым от качества работы и настроения дилеров. При работе напрямую с покупателем нет отсрочек и просрочек платежей. Требует намного меньше ресурса. Сегмент дистрибьюторов еще больше сократится.
Несмотря на то, что после карантина большинство офлайн-каналов восстановится, это будет уже не в том объеме и с более жесткой конкуренцией. И, главное, проведенный вирусом и государствами эксперимент с экономикой будет и дальше повторяться, так как сценарий уже отработан. И к нему надо быть готовыми уже сегодня. Нельзя откладывать свой переход в онлайн до нового стресса».