Тереса Авильская или Тереса Иисусова, испанская монахиня, представительница ордена кармелиток, основательница и главный идеолог одной из ветвей Ордена, получившего название «босоногие кармелитки». В католической церкви считается самой известной испанской женщиной-богословом. Она оставила после себя довольно много богословских и миссионерских текстов и считается первой испанской писательницей.
Тереза Авильская, полное имя которой Тереса Санчес Сепеда д’Авила-и-Аумада, родилась 28 марта 1515 года в городе Авила. Оттуда в принципе и пошло ее прозвище. Будущая, едва ли не самая известная монахиня-кармелитка, происходила из знатного рода. Ее отец Алонсо Санчес де Сепеде был потомком крещенных евреев. Семья состояла в родстве со многими благороднейшими домами Кастилии. Ко всему прочему девушка была очень красива, умна и богата.
Рассказывают, что росла она очень впечатлительным ребенком и уже в детстве была сильно набожной. Читать девочка научилась в шесть лет и больше всего ей нравилось изучать собрание жития святых и мучеников.
Если верить источникам, то как-то раз Тереса вместе со своим братом решила бежать из дома, дабы обращать иноверцем в христианство. Естественно, маленьких беглецов быстро нашли. Но это вовсе не охладило пыл юной проповедницы. Впрочем, вера в Бога совсем не мешала ей предаваться различным мирским забавам и увлекаться чтением рыцарских романов.
Когда девочки исполняется 12 лет, случилась беда. Умирает мать. Вполне возможно, ранняя смерть родительницы каким-то образом отразилась на ее взглядах. Вскоре Тереса объявила, что ее призвание заключается в служении Богу. Вполне понятно, что отец, который хотел выдать ее как можно выгоднее замуж за какого-нибудь знатного дворянина, об этом ничего не пожелал слушать.
В итоге, в возрасте 20 лет Тереза, на этот раз уже окончательно, уходит из дома, поступает в кармелитский монастырь Воплощения в Авиле, где принимает монашеское имя Тереза Иисусова (Тереса де Хесус).
Есть информация, что находясь в монастыре, девушка тяжело заболела и монахини отправили ее домой умирать, однако она нашла в себе силы встать на ноги и вновь вернулась в обитель.
Автобиография
Жизнь Терезы в монастыре Благовещения изложена в ее автобиографии, которую она написала около 1560 года. Ей тогда было 45 лет.
Данный текст довольно сложно назвать литературным произведением, скорее это исповедь, которую следовало представить духовнику. К слову, монахиня бралась за перо лишь по приказанию духовников так же, как Фра Беато Анджелико брался за кисть. Но при этом никто не отрицает, «Книга Жизни» и «Книга Оснований», где она описывает свои основания монастырей, - не столько портрет ее души, сколько портрет целой эпохи, времени раскола Церкви и глубокого духовного кризиса, в котором находилась Европа. Кроме того, все признают - созданные Терезой произведения такие же замечательные памятники христианского искусства, как и дивные фрески флорентийского монастыря Сан Марко...
Довольно часто в тексте Тереза становилась по отношению к себе самокритичной. Вот несколько цитат:
«Я всегда страдала тем, что для выражения мыслей мне надо было очень много слов».
«Трудно говорить о самом внутреннем, а так как трудность эта соединяется у меня с глубоким невежеством, то я наговорю, конечно, много лишнего прежде, чем скажу то, что надо сказать. Часто, когда я беру перо в руки, у меня нет ни одной мысли в голове, и я сама не знаю, что скажу».
«Но Бог делает, чтобы это хорошо было сказано». «Духу Святому себя поручаю: пусть Он сам говорит моими устами».
« Почему они хотят, чтобы я писала?, - вопрошает она, - Пусть этим занимаются люди ученые, которые учились, а я неученая и писать не умею; в конце концов я вместо одного слова напишу другое... пусть меня оставят сидеть за прялкой, заниматься хором и исполнять обязанности монашеской жизни вместе с другими сестрами. Я не рождена для того, чтобы писать, для этой работы у меня нет ни здоровья, ни головы...»
Босоногие кармелитки
Вторая половина жизни Терезы была посвящена главным образом созданию новых кармелитских монастырей и написанию книг.
Первым монастырем, где она стала настоятельницей, был небольшой монастырь св. Иосифа, который появился в Авиле в 1562 году. В нем находилось всего двенадцать сестер, по числу апостолов.
Дело в том, что Тереза более 20 лет наблюдала за жизнью монастыря, где находилось более 200 сестер. Она постоянно сталкивалась с явлениями, далекими от идеала и пришла к выводу, что монашескую жизнь лучше организовать в небольших общинах.
В 1567 году генеральный настоятель кармелитов, Хуан Баутиста Рубео посетил эту обитель и познакомился с Терезой Иисуса. Ему настолько понравилось, как настоятельница реформировала жизнь монахинь, что он дал ей благословление начать реформирование кармелитских монастырей по всей Испании. В результате за двадцать лет этой женщине удалось открыть семнадцать монастырей, в том числе в Медина-дель-Кампо, Малагоне и Вальядолиде, Толедо и Пастране, Саламанке, Альба-де-Тормесе, Сеговии, Ваеасе и Севилье, Караваке.
Именно они стали основой новой ветви кармелитского монашества — «босоногих кармелиток», ставивших своей целью возвращение к ранним идеалам Кармеля: строгости и простоте. К слову, создавая монастыри Тереза Авильская прошла босиком 5600 километров по всей Испании.
Вскоре в Испании появились и мужские монастыри, создание которых стало итогом деятельности святого Иоанна Креста, встречавшегося с Терезой Авильской, который посчитал себя последователем ее реформаторских принципов.
Однако, реформа, которую начала эта удивительная женщина, столкнулась с сильным противодействием некоторых представителей церковных властей. Дошло до того, что папский нунций намеревался уничтожить монастыри босоногих кармелитов, переподчинив их нереформированному ордену, а саму св. Терезу называл «надоедливой женщиной-бродягой, посвятившей себя сочинению книг вопреки повелению апостола Павла: «жены ваши в церквах да молча», и основанию монастырей без папского разрешения».
Инквизиция конфисковала автобиографию Терезы. Запрет на публикацию был снят только через четыре года после ее смерти .
Но как бы там ни было, в 1580 году папа Григорий XII утвердил разделение ордена кармелитов на две части, тем самым официально признав «босоногих кармелитов».
Литературное наследие
В своих книгах Тереза, творить которые она начала уже после пятидесяти лет, описывала жизнь в монастыре. Именно пребывание в обители подарило ей необычный духовный и мистический опыт. Он повествует о видениях Сына Божия и херувима, пронзившего ее сердце огненным копьем… В принципе, можно твердо сказать, что все ее произведения проникнуты мистикой.
Под влиянием книг св. Терезы находились многие католические авторы, в том числе Альфонс Лигуори и Франциск Сальский. В значительной мере Терезе Авильской принадлежит заслуга в создании литературного испанского языка, автобиография Терезы Авильской занимает второе место по числу переводов и переизданий на другие языки среди всех испаноязычных книг после Дон Кихота.
Самой значительной книгой Терезы стал «Внутренний замок». В этом мистическом трактате она изображает душу как замок с многочисленными комнатами, в центре которого находится Христос. Тот, кто преуспеет в жизни во Христе и в молитве, переходит из одной обители в другую, пока не пройдет, наконец, в самую сокровенную комнату. При этом каждому переходу из обители в обитель соответствует своя особая молитва
Перу Терезы, кстати, она стала одной из первых, которая писала не на мертвой латыни, а живом простонародном, старокастильском языке, принадлежат также несколько небольших нравоучительных сочинений, около 40 стихотворений и множество писем.
Святая Тереза была беатифицирована в 1614 году папой Павлом V и канонизирована в 1622 году папой Григорием XV. В 1970 году была причислена папой Павлом VI к числу Учителей Церкви, и вместе с Екатериной Сиенской считается первой женщиной, удостоенной этого титула.
День ее памяти отмечается Католической Церковью 15 октября. Тереза Авильская — однa из двух главных святых покровителей Испании наряду с апостолом Иаковом. Исключителен вклад святой Терезы в развитие кармелитской духовности, католической богословской мысли и испанской литературы.
В честь святой Терезы назван старинный десерт испанской кухни - Желтки святой Терезы, центром производства которого является город Авила.
Публикация по теме: Мертвая королева