Найти тему
Романтик по жизни

Роковая любовь или брак по расчету?

Колымские просторы (фото из личного архива)
Колымские просторы (фото из личного архива)

Всё время думаю, а имеет ли право эта женщина, о которой пойдет речь дальше, на то, чтобы о ней узнали многие люди. Оставила же она после себя след в истории Дальстроя, такая своеобразная "леди Макбет"...

К истории своего края относиться безразлично - невозможно, тем более что она такая трагически – жестокая и переплетается с судьбами людей всей страны. Здесь в Магадане, на территории Дальстроя жили – выживали люди, работали, влюблялись, устраивали свою личную жизнь, как могли. Как известно, любовь правит миром. Любовь - созидающая, и - разрушающая. История знает случаи, о женщинах, наделенной большой энергией, как они интриговали, захватывали власть, меняли картину мира…

Но начнем нашу историю…

С чемоданом и жестяной ванной на веревке через плечо Александра Романовна Гридасова в 1939 году приехала на знаменитом пароходе «Феликс Дзержинский» на Колыму. Ей было 24 года. Приехала по своей воле из добрых комсомольских побуждений - поднимать Колыму, важнейшую территорию по добычи золота. Но что – то пошло не так... Свой путь молодая, красивая девушка начала очень удачно, была передовой работницей на прииске, пока ее не заметил и не влюбился самый большой начальник колымского Дальстроя генерал - И.Ф. Никишов. Роман оказался очень бурным. Ради нее он оставил семью, хотя это не приветствовалось среди большевиков. Назначил ее своей женой, и быстро продвинул по службе. Сначала – лейтенант. А затем звание и чины посыпались на неё один за другим. Иван Федорович осыпал любимую женщину подарками, драгоценностями, обеспечил и машиной, и водителем, и слугами.

Как могла обыкновенная деревенская девушка сбить с пути маститого военного человека, закоренелого большевика, героя гражданской войны? А самое главное, как он наделил ее такой властью, и смотрел на эту её деятельность равнодушно? Ведь Никишова описывают, как очень волевого, строгого, справедливого и требовательного начальника, прошедшего войну, имеющего много наград и заслуг перед Отечеством. И как такой человек, перед которым трепетали все, мог допустить, что Гридасова стала не только его женой, но и «…начальницей большого лагерного отделения, хозяйкой жизни и смерти многих тысяч людей. Романтическая комсомолка быстро превратилась в зверя. Она ссылала, давала дела, сроки, «довески» и стала в центре всяческих интриг, по – лагерному подлых». (В.Шаламов «Колымские рассказы») Её называли «Колымская Салтычиха» и «Екатерина IV». Как в этой "железной леди" сочеталось добро и зло?

Мадам  А.Р. Гридасова (Фото - Википедия)
Мадам А.Р. Гридасова (Фото - Википедия)

Александру Романовну оправдывает страстная любовь к искусству. Она собирала музыкантов, артистов для Магаданского драматического театра и для постановки оперы. Многие из них были обязаны этой женщине жизнью, она действительно много делала для спасения людей искусства от лесоповалов и смертельной каторжной работой в колымских лагерях. Рассказывали историю про балерину Ирину Мухину, она так очаровала госпожу Гридасову, что та снабдила её документами, модной одеждой и отправила на «материк». (Именно, так здесь называли Большую землю, на которую только самолетом, или пароходом…)

Кого хотела – миловала, но если кто – то не нравился, то ему не завидовали. Не зря говорят, роковая женщина мертвого воскресит, живого угробит.

Особенно благосклонно, относилась Александра Романовна к знаменитому певцу Вадиму Козину, любила его романсы и считала, что певцов лучше его не существует. Поэтому устроила его в свой «крепостной» театр в городе Магадане и оберегала любимца от тяжелой работы.

Евгения Гинзбург в книге «Крутой маршрут» пишет о благодарности «этой королеве на час», «сентиментальность, право же, не главная опасность нашего времени и хорошо, что державная Шурочка была способна, если не к подлинным добрым чувствам, то хоть к чувствительности». Писательница была благодарна ей за то, что «Шурочка» помогла восстановить связь с сыном Васей, будущим писателем - Василием Аксеновым.

Каждый лагерный административный район на Колыме имел свой культурно-воспитательный отдел, кульбригады, в которые собирали артистов. Они давали концерты, выступали для того, чтобы «начальству скуку развеять». На концерте в одной такой бригаде Гридасова заметила известного музыканта Анания Шварцбурга. Когда концерт закончился Александра Романовна позвала Анания, сказала, что он ей понравился, и она забирает его к себе в театр. Так Шварцбург стал музыкантом в Магаданском музыкально – драматическом театре имени Горького. Также из культбригады в театр попал и известный режиссер Л.Варпаховский Первый спектакль, поставленный Варпаховским, был – «Днепр бушует», « Похищение Елены», затем - знаменитая опера «Травиата», была поставлена в 1945 году, имела грандиозный успех, как у публики, так и у лагерного начальства. Спектакли в этом театре были на самом высоком профессиональном уровне. Здесь работали асы своего дела, маститые режиссеры и актеры. Многие из них были заключенные, но они свободно ходили по городу, их оберегали, тяжелой работой не обременяли, здесь они были полусвободные.

В 1944 году Магадан посетил вице – президент Генри Уоллес во главе американской правительственной делегации. По возвращению в Америку Уоллес писал, что больше всего его потряс первоклассный оркестр в такой глуши. Америке в этом плане надо бы поучиться у России.

Была ли заслуга Гридасовой в этом, или просто случайные предпочтения, страсть к искусству, вели эту женщину к благотворительности к театру?

Александра Романовна часто приходила на репетиции, не вмешивалась, советов не давала, но следила за тем, чтоб была полная отдача. Сама, как могла, по всем лагерям выискивала знаменитых актеров и музыкантов и устраивала их в местный театр.

Перед окончанием срока А. Шварбурга Гридасова приказала явиться к ней и предупредила музыканта о том, что у него заканчивается срок, но радости в этом мало. Из Москвы был получен приказ, чтоб всех, у кого заканчивается срок, не выпускать, а накидывать еще 5 лет в довесок.

«Я приготовила документы о твоём освобождении и вот тут пропуска на материк для тебя и твоей жены с ребёнком. Сейчас же и уезжайте, да так далеко, как можете. Когда приказ в силу войдёт – будьте на материке.
Поблагодарил её Нана и тем же вечером уплыли они на пароходе во Владивосток, а оттуда поездами по диагонали – через всю страну. Как и советовала "Екатерина Четвёртая" - уехали так далеко, как только возможно" (Я. Фрейдин «Крепостной музыкант Ананий Шварцбург).

В Москву Лаврентию Берие то и дело отправлялись анонимки на деятельность И. Ф. Никишова и его жены. «…Начальник Дальстроя Никишов окончательно разложился и своим поведением компрометирует звание депутата Верховного Совета». Поскольку у Ивана Федоровича были большие заслуги перед страной, его не сразу, но всё – таки в конце 1948 года освободили от должности и с почетом проводили на пенсию. Закончилось и царствование Александры Гридасовой. Они переехали в Москву, но совместной жизни не получилось.

Никишов предпочел жизнь скромного советского пенсионера. Гридасова со всей неуёмной энергией, успокоиться не могла. Поначалу посещала местные рестораны, пропивая все, что привезла с Колымы. Алкоголь затянул. Бывшая императрица колымских лагерей опускалась, спилась, стала похожа на бомжиху. Колымские знакомые не раз встречали ее на улицах Москвы и одалживали ей деньги. Скончалась Александра Романовна одинокой старухой в 1982 году. Иван Федорович дожил до 1958 года.