Коронавирусная инфекция COVID-19 - потенциально тяжелое респираторное заболевание возбудителем которого является вирус SARS-CoV-2. В большинстве случаев, заболевание протекает в легкой и среднетяжелой формах, однако:
- 15% заболевших нуждаются в кислородной поддержке
- 5 % инфицированных не может самостоятельно обеспечить адекватное дыхание и нуждается в искусственной вентиляции легких
- 3.9% пациентов по данным сегодняшней статистики, к сожалению, умирает.
Первым "ярким" симптомом является одышка, особенно, если она имеет нарастающий характер.
Это уже признак дыхательной недостаточности, которая при прогрессировании несет за собой гипоксию, истощение организма и в худших случаях - смерть.
По распространенности симптомов при коронавирусной инфекции одышка присутствует у 18.7% заболевших.
В повседневных условиях пациенты с дыхательной недостаточностью госпитализируются в отделение реанимации. При COVID-19 больные попадают в интенсивную терапию на 10 (+/-) день.
При дальнейшем ухудшении состояния у больных на 8-14 день болезни в 17-29% случаев развивается острый респираторный дистресс-синдром (ОРДС), который собственно и является основной причиной смертности. Это явление, которое характеризуется дыхательной недостаточностью, воспалительным отеком легких и тяжелой гипоксемией.
Тяжесть ОРДС классифицируется по степени гипоксемии (соотношение PaO2 - парциальное давление кислорода в крови/ FIO2 - %кислорода во вдыхаемом воздухе):
- мягкая (PaO2/ FIO2, 201-300),
- умеренная (PaO2/ FIO2, 101 -200)
- тяжелая (PaO2 / FIO2<100).
Простыми словами: просто альвеолы воспаляются настолько, что не могут поглощать кислород из вдыхаемого воздуха. А от недостатка кислорода страдают все органы и возникают другие осложнения, которые по цепной реакции еще больше ухудшают состояние организма.
Как лечат
Основой лечения являются кислородотерапия, неинвазивная (без интубации) и инвазивная (через эндотрахеальную трубку) вентиляция легких, режим СРАР - с поддержанием небольшого положительного давления в легких, чтобы альвеолы не "слипались" и могли выполнять хоть как-то свою функцию.
В самых тяжелых случаях пациента седируют (вводят в медикаментозный сон) и полностью переводят на аппаратное дыхание.