Найти тему
Средний класс

3 разворованных в РФ завода, что случилось на самом деле

Оглавление

По сети уже с десяток лет гуляет агитлисточек с разрушенными лично Путиным заводами. Найти вы его можете сами, а особо ненавидящие Путина, видимо, знают его наизусть. Потому что все все время твердят о закрытии то 78, то 35, то 15 тысяч заводов.

Откуда взялась такая цифра непонятно, потому что даже вся хваленая советская промышленность насчитывала не больше 13 тысяч "заводов", включая крупные и средние.

Причем даже эта цифра сильно завышена. Уверен вы не сможете назвать и сотни известных предприятий. А любители Советов, будут рассказывать о каких-то мистических 9 тысячах крупных мануфактур построенных при Сталине и скорости строительства в 1,6 заводов в день усилиями партии.

Прошло 90 лет после начала индустриализации в СССР, но нигде нет даже намека на адекватный список предприятий созданных в СССР. Но есть заводы, как называется на слуху, о них сегодня и поговорим.

О том как проводилась индустриализация, мы уже писали.

Прошлая статья:
В СССР не было ничего своего. Тяжёлая промышленность

Но отбросим тот факт, что вся индустриализация в СССР и реконструкция заводов "проклятого царизма" проводилась западными "партнерами" на кредитные деньги и зерно голодных крестьян. Давайте все же рассмотрим, что любят в сети представлять как разрушенные советские заводы.

1. Завод «Москвич» (АЗЛК)

Завод начал деградировать 50 лет назад. То есть в рассвет эпохи советского автопрома. А если быть еще точнее, то его производство было вторичным прямо с момента создания производства.

Завод строился корпорацией Ford Motor, и все автомобили завода "Москвич" помимо того, что производились на зарубежных мощностях, так были еще и устаревшими копиями Opel.
О советском автопроме, можно почитать здесь:
В СССР не было ничего своего. Автопром и Электроника

В упадок завод стал приходить в 1970-х годах, потому что его сожрал другой "отечественный" гигант - Волжский автозавод. К тому же в это время наша автомобильная промышленность заключила договор с итальянским автоконцерном Fiat, который построил для Советов завод в Тольятти. Производство АЗЛК было безнадежно устаревшим, сначала на нем копировали устаревшие автомобили концерна Opel. А в 1986 году скопировали франко-американский автомобиль Simca 1308, который из-за морального устаревания перестал производиться в Европе еще в 1980 году. Советскую копию назвали «Москвич-2141». Он копировал не только внешний вид, но и техническое оснащение.

Советский Москвич на 10 лет опоздал от франко-американской Симки
Советский Москвич на 10 лет опоздал от франко-американской Симки

АЗЛК не только копировал устаревший мусор западных брендов, но и не справлялся с конкуренцией на внутреннем рынке. В частности не смог повторить успех Волжского автозавода и создать что-то революционное в мире автопрома вроде "Нивы". Стоит так же отметить, что с 1970-х годов завод испытывал кадровый дефицит, сюда набирали "шабашников", которым платили, собственно, автомобилями. Завод не предлагал ничего принципиально нового и выживал только за счет дефицита автомобилей на рынке СССР. В 1990-х, когда в стране стал появляться зарубежный автопром и исчез дефицит, будущее завода было предрешено. Его не разворовали и разрушили, завод загнулся из-за отсталого производства и невостребованности продукции, несмотря на многомиллионные государственные вливания, что при президентстве алкоголика, что при президентстве нашего "диктатора".

2. "Мотозавод" и Ижмаш

Почему-то все путают Ижевский "Мотозавод" с Ижмашем. Это два разных завода.

В народе именуемое "Мотозаводом", предприятие не имело прямого отношения к Ижмашу, хотя и создавалось в 1933 году как база для производства мотоциклов. "Мотозавод" перепрофилировался в оборонку и снабжал фронтовиков военной техникой и пулеметами во время Второй Мировой. Позже работал на космическую и ракетную промышленность и был "секретным" объектом с прижившимся именем "Мотозавод". С 1980-х годов, когда секретность с завода была снята, здесь стали производить гражданскую технику. В том числе медицинское оборудование. Старый добрый "Мотозавод" уже давно известен как "Аксион-холдинг" и он не разрушен, он перпрофилирован с военного производства на гражданское и процветает. В недавних репортажах про больницу в Коммунарке были видны целые ряды дефибрилляторов с маркой "Аксион".

Вот так выглядит выставка медицинского оборудования, от старого секретного военного концерна, который всезнающие диванные эксперты путают с Ижмашем.

Фото с сайта: facebook.com/concernaxionrus
Фото с сайта: facebook.com/concernaxionrus

Что касается Ижмаша, то он, как и ряд других производств Советского периода получил оборудование, чертежи и технологии, вывезенные из Германии в счёт репараций. Так он освоил производство мотоцикла «Иж-350», который стал копией немецкого «DKW NZ-350». Как вы сами уже могли догадаться, скопировали давно устаревшую модель. Хотя после этого производили и свои мотоциклы, но догнать западные модели все равно не получилось, даже имея немецкую базу. Вследствие своей убыточности и неконкурентоспособности Ижмаш, как и АЗЛК, пошел в утиль, когда на рынке стала появляться западная мототехника.

Сверху DKW NZ-350, снизу Иж-350. Похоже на детскую игру "Найди 5 отличий"
Сверху DKW NZ-350, снизу Иж-350. Похоже на детскую игру "Найди 5 отличий"

Однако на этом история ИЖа не заканчивается. В 2018 глава госкорпорации «Ростех» доложил, что завершена разработка нового мотоцикла в из модельного ряда представительского класса «Aurus», новый мотоцикл выйдет на рынок под брендом «Иж». Выглядит он, правда, странновато. Иж жив, как Цой. А убыточное предприятие, к счастью, не приходится содержать за ваш счет.

3. Липецкий тракторный завод

Выпустив в 1961-м трактор Т-40, завод на протяжении почти 40 лет ничего не делал для своего развития. Основной конкурент Липецкого завода - «Минский тракторный завод», тем временем, расширял и модернизировал свое производство. В 1990-е застой в производстве дал о себе знать, за 40 лет стабильной работы на заводе не создавалось ничего принципиально нового. А вот минский завод, создал современный и недорогой трактор «Беларус 320». Устаревший и никому не нужный в условиях рыночной экономики Липцкий завод пол века не менявший цикла своего производство закономерно обанкротился.

Т-40 - неизменная модель с 1961 по 1995
Т-40 - неизменная модель с 1961 по 1995

Однако, это не помешало выделить из состава старого завода новое предприятие — ООО «Липецкий завод гусеничных тягачей», который является производителем модернизированных самоходных гусеничных тягачей для зенитно-ракетных комплексов С-300В и С-300ВМ.

Так что советское наследие продолжает работать на нужды государства. Хотя тракторную гордость Липецка уже не вернуть. Только винить здесь нужно только советское руководство завода, которое даже помыслить не могло, что 40 лет застойного производства может привести к краху.

Кстати несмотря на то, что Путин "развалил" Липетский тракторный, в настоящее время отечественные, вполне современные тракторы, производятся такими концернами как ООО "Трактор", "Агромаш", Алтайский тракторный завод, "Чувашпиллер" Камский тракторный завод, "Ростсельмарш", "Агротехмаш", а знаменитого "Кировца" сейчас производит Питерский завод спецтехники.

Кировец с нашего завода спецтехники.
Кировец с нашего завода спецтехники.

А теперь, вперед в комментарии, мои любимые всепропальщики.