Бесподобно как удобно
Школа, в которой ей довелось работать в первый год жизни в Израиле, не была школой в обычном понимании этого слова. Это была вечерняя частная русская школа для полилингвалных детей. Проще говоря, в этой школе пытались научить русскому языку детей, говорящих на иврите, но в чьих семьях общались и на русском, например, потому что бабушки и дедушки в силу своего возраста, переехав в Израиль, так и не смогли выучить иврит. Доходило до того, что бабушки с внуками теряли всякое общение из-за непреодолимого языкового барьера. И без преувеличения можно сказать, что в некоторых семьях потеря этой связи между старшим и младшим поколениями приобретала масштабы настоящих трагедий. Проживая все вместе в одной квартире, бабули и дедули становились фактически чужими людьми внукам, рожденным уже в Израиле и говорившим только на иврите. Мостиком, соединяющим родных, становились такие вот частные школы, где дети худо-бедно за год-два обучения учились понимать и изъясняться на русском.
Она часто вспоминала эту свою первую работу в русской школе, потому что именно там она начала открывать для себя новые страницы книги под названием «Жизнь в Израиле». Читая эту «книгу», она иногда смеялась, иногда грустила, иногда плакала, но большей частью удивлялась. И эти ее удивления были сродни открытиям, которых ей предстояло сделать еще немало в этой стране.
Открытием, к примеру, стала своеобразная манера израильтян одеваться. Родители могли явиться в школу в пижамах. Когда она впервые увидела мамашу с ярким Микки Маусом на груди и в свободных фланелевых штанах, то чуть не поперхнулась. Значительно позже она поняла, что в Израиле вообще не заморачиваются по поводу одежды, и пижама – это еще не самый неожиданный вариант для выхода в люди. Во главе угла здесь – одежда должна быть удобной. И это чуть ли не главный критерий при подборе гардероба. К примеру, израильские женщины очень любят тайцы – что-то типа колготок с продольным швом на попе. Причем носят эти тайцы дамы любой комплекции и любого возраста, совершенно не комплексуя. Особенно трогательно эти колготки выглядят с короткой футболкой, не прикрывающей тело ниже пояса. Футболки, к слову сказать, как, впрочем, и другую одежду в Израиле гладить не принято. Глажка вообще воспринимается здесь как бесполезный пережиток прошлого.
Увидев один раз мамашу с таким швом на попе и в короткой мятой футболке в школе, она не смогла сдержаться и смеялась все время, пока эта мамаша пыталась выяснить, как успехи ее дочери. Она очень корила себя потом за такую свою реакцию, но еще ни раз «срывалась», увидев женщин в такой одежде.
Явный диссонанс израильтянкам в колготках, пижамах и мятых футболках создавали русские бабушки советской еще закалки. Подтянутые, всегда с аккуратно собранными волосами и в выглаженной одежде они смотрелись здесь как белые вороны.
Позже, конечно, у нее выработался, что называется, иммунитет, и острота ее реакции на пижамы и колготки снизилась. Но она и несколько лет спустя с улыбкой вспоминала тот свой первый шок и не способность совладать с собой при виде крупной попы, половины которой перемещаются при ходьбе строго по шву…