Найти тему
vladimir teriohin

118.

Есть два типа психологии.

Глобально психологию можно разделить на научную и популярную.

Это не значит вовсе, что одно с другим принципиально не пересекается. 

Но разница очевидна. Научная психология верифицирована, экспериментальна, доказательна. Популярная больше ориентирована на коммерциализацию и бытовое сознание.

Понятно, что психология наука и практика. Наука популярной среди масс не станет никогда. И даже часто совершенно не понятна. Отсюда популистские идеи «плоской Земли» и вреда прививок.

Зато популярная практическая психология приобретает развитие в массах. Почему? Потому что обещает быстро, эффективно и дешево. К тому же терминология и практические отрасли поп-психологии настолько срослись со смежными отраслями (типа магии, астрологии, хиромантии, гадательства, и знахарства), и термины так абстрактны и многозначны, что легко могут быть интерпретированы в выгодном варианте. 

Например, такой популярный термин – токсичный, на мой взгляд, возник и распространился по этим причинам.

Чтобы это доказать, даже аргументов не нужно. А проще предложить «перевести» термин на внятный язык. И получится блямс.

Итак, токсичными называют людей, отношения, обстоятельства, решения, и прочее.

А перевод можно сузить, и расширить.

Токсичный = разносторонний, конфликтный, непредсказуемый. 

Достаточно? Если нет, ряд можно продолжить. Гибкий, активный, вредный, опасный, ядовитый, негативный, отравляющий.

Не достаточно? Можно пройтись по многозначности.

Конфликтный – 5-7 значений. Гибкий – бесконечное количество значений. Вредный – с десяток. И так далее.

А можно исхитриться и представить «токсичный» с противоположным рядом значений:

Токсичный = разносторонний – не разносторонний

Активный – не активный.

Гибкий – не гибкий.

Другими словами, при хорошо подвешенном языке и знании различных теорий можно впаривать слушателю (клиенту) все, на что тот способен купиться, и за что готов платить.

Еще несколько распространенных тем запросов клиентеллы, связанных с воспитанием и педагогикой. Даже не специалисту понятно, сколь эти темы разносторонни и многоаспектны. 

В этих вопросах клиент всегда ищет конкретики и совета, и редко получает первое, и второе. Чаще рассуждения, примеры, случаи (кейсы) и гипотезы.

И напротив, давать в этой сфере советы милое дело. Как не посоветуй, исход по притче Ходжи Насреддина: либо ишак, либо падишах, либо сам…

Еще один пласт – спикеры-коучи-тренеры, и другие консультанты. 

Много слов и мало результатов и ответственности, по типу финансовых пирамид.

Говорят, при конце СССР в государстве было около 5 тысяч психологов, из который практиков была тысяча.

Сегодня пропорции могут быть аналогичны, но в противоположном смысле. Те же 4 к 1, но в пользу практиков.

О количестве можно только догадываться. В свободной России любой провинциальный ВУЗ обзавелся факультетом психологии, а именно тем, что приносило доход и пользовалось спросом. 

Не считая тех курсов и факультативных мероприятий, которые выдавали дипломы.

Не с этой ли стороны распространилась известная присказка доктора Быкова: «Иди в метро купи». 

И правда, купить диплом можно было легко где угодно. Поэтому сколько одипломленных психологов живет в России, посчитать не просто, и работают они кем угодно, и где угодно. 

Сегодня меньшим лучше. Потому, что ответственности такой диплом никому не дает, как и вреда особого.

А еще появилось большое число сетевых экспертов и психологов, которые успешно зарабатывают, не выходя из дома. 

Кое-кто даже использует своеобразный термин по отношению к таким специалистам – инфоцыгане.