Есть два типа психологии.
Глобально психологию можно разделить на научную и популярную.
Это не значит вовсе, что одно с другим принципиально не пересекается.
Но разница очевидна. Научная психология верифицирована, экспериментальна, доказательна. Популярная больше ориентирована на коммерциализацию и бытовое сознание.
Понятно, что психология наука и практика. Наука популярной среди масс не станет никогда. И даже часто совершенно не понятна. Отсюда популистские идеи «плоской Земли» и вреда прививок.
Зато популярная практическая психология приобретает развитие в массах. Почему? Потому что обещает быстро, эффективно и дешево. К тому же терминология и практические отрасли поп-психологии настолько срослись со смежными отраслями (типа магии, астрологии, хиромантии, гадательства, и знахарства), и термины так абстрактны и многозначны, что легко могут быть интерпретированы в выгодном варианте.
Например, такой популярный термин – токсичный, на мой взгляд, возник и распространился по этим причинам.
Чтобы это доказать, даже аргументов не нужно. А проще предложить «перевести» термин на внятный язык. И получится блямс.
Итак, токсичными называют людей, отношения, обстоятельства, решения, и прочее.
А перевод можно сузить, и расширить.
Токсичный = разносторонний, конфликтный, непредсказуемый.
Достаточно? Если нет, ряд можно продолжить. Гибкий, активный, вредный, опасный, ядовитый, негативный, отравляющий.
Не достаточно? Можно пройтись по многозначности.
Конфликтный – 5-7 значений. Гибкий – бесконечное количество значений. Вредный – с десяток. И так далее.
А можно исхитриться и представить «токсичный» с противоположным рядом значений:
Токсичный = разносторонний – не разносторонний
Активный – не активный.
Гибкий – не гибкий.
Другими словами, при хорошо подвешенном языке и знании различных теорий можно впаривать слушателю (клиенту) все, на что тот способен купиться, и за что готов платить.
Еще несколько распространенных тем запросов клиентеллы, связанных с воспитанием и педагогикой. Даже не специалисту понятно, сколь эти темы разносторонни и многоаспектны.
В этих вопросах клиент всегда ищет конкретики и совета, и редко получает первое, и второе. Чаще рассуждения, примеры, случаи (кейсы) и гипотезы.
И напротив, давать в этой сфере советы милое дело. Как не посоветуй, исход по притче Ходжи Насреддина: либо ишак, либо падишах, либо сам…
Еще один пласт – спикеры-коучи-тренеры, и другие консультанты.
Много слов и мало результатов и ответственности, по типу финансовых пирамид.
Говорят, при конце СССР в государстве было около 5 тысяч психологов, из который практиков была тысяча.
Сегодня пропорции могут быть аналогичны, но в противоположном смысле. Те же 4 к 1, но в пользу практиков.
О количестве можно только догадываться. В свободной России любой провинциальный ВУЗ обзавелся факультетом психологии, а именно тем, что приносило доход и пользовалось спросом.
Не считая тех курсов и факультативных мероприятий, которые выдавали дипломы.
Не с этой ли стороны распространилась известная присказка доктора Быкова: «Иди в метро купи».
И правда, купить диплом можно было легко где угодно. Поэтому сколько одипломленных психологов живет в России, посчитать не просто, и работают они кем угодно, и где угодно.
Сегодня меньшим лучше. Потому, что ответственности такой диплом никому не дает, как и вреда особого.
А еще появилось большое число сетевых экспертов и психологов, которые успешно зарабатывают, не выходя из дома.
Кое-кто даже использует своеобразный термин по отношению к таким специалистам – инфоцыгане.