Последнюю четвёрку обнаружили уже вечером 4 мая, при помощи зондов. В этот день из раскопа извлекли только Людмилу Дубинину, тела же остальных троих ребят оставили до завтра, до приезда прокурора, и извлекли только 5 мая.
Тела последней четвёрки находились ниже по оврагу, примерно в 6 метрах от настила (соответственно, чуть ближе к кедру), под 1,5—2-х метровым слоем снега, в ложе ручья, в месте, где ручей образует небольшой водопад. Сразу надо сказать, что тела не были полностью погружены в воду. Ручей был небольшой, даже в период таяния снега, и лишь частично омывал тела погибших.
Тело Людмилы Дубининой находилось ниже всех, под водопадом, правее потока ручья (если смотреть по течению), застыв, стоя на коленях у стенки водопада. Глядя на фотографию её обнаружения кажется, что она либо сползла по течению ручья ногами вниз, либо её кто-то тащил вверх по ручью и так и бросил, не сумев перетащить через водопад, либо что она упала сверху грудью на гребень водопада и нашла здесь свою смерть.
Чуть выше Люды в ручье лежал Николай Тибо-Бриньоль: немного поперёк течения ручья, на боку или на груди, головой вниз по течению, голова уронена на каменистый гребень водопада. Наконец, немного выше Николая находились тела Семёна Золотарёва и Александра Колеватова. Они лежали на левом берегу ручья, у самой кромки потока, головами вниз по течению, в положении грудь к спине: Колеватов как будто обнимал Золотарёва. Создавалось впечатление, что Александр то ли пытался согреть своего товарища в последних предсмертных объятиях, то ли всё ещё держался за своего друга, который перед падением нёс его на спине.
Некоторые тела последней четвёрки имели уже признаки разложения, особенно на головах, где местами отсутствовали мягкие ткани, вплоть до обнажения кости: у Золотарёва и Дубининой не было глазных яблок, у Дубининой, кроме того, отсутствовал язык. Также наблюдалась мацерация — отслоение кожи и ногтей на пальцах рук, волос на голове, что указывало на нахождение тел в воде в течение примерно 6—14 дней, как впоследствии установит судебно-медицинская экспертиза. Однако при этом, как отмечают поисковики, тела были всё ещё проморожены, и чтобы они не разморозились в ожидании перевозки в морг, с чем вышла некоторая заминка, их обложили лапником и зашили в брезент. Промороженность тел, а также тот факт, что их приходилось выкапывать из плотного снега — всё это делает маловероятным их перемещение в результате таяния ли снега или разлива ручья, и рассказ Буянова о том, как тела диффундировали в толще снега, выглядит малоубедительным. По крайней мере, перемещение их с настила таким способом точно исключено, иначе бы настил тоже сместился и разрушился.
С одеждой последней четвёрки больше всего неясностей. Это и понятно. Часть вещей на них могла быть снята с Юрия Дорошенко и Георгия Кривонищенко, перераспределение вещей могло происходить и между этой четвёркой ещё при их жизни или после смерти кого-то, если они умерли не одновременно. Кроме того, есть основания полагать, что с некоторыми вещами произошла путаница уже после извлечения тел. Однако можно определённо говорить о том, что среди этой четвёрки были наиболее хорошо одетые члены группы Дятлова. Прежде всего, это Николай Тибо-Бриньоль и Семён Золотарёв (подробнее об этом можете почитать в моей книге "Что случилось на перевале Дятлова?"). Замечу, что на левой руке Тибо было двое часов, остановившихся примерно в одно и то же время: 8.14 и 8.39. Сразу нужно сказать, что одни из этих часов принадлежали Георгию Кривонищенко — это были спортивные часы со светящимся циферблатом. В кармане у Николая был найден и финский нож, которым, скорее всего, и срезались деревца для настила, а также одежда с погибших у кедра.
Людмила Дубинина и Александр Колеватов были одеты хуже. Они находились без обуви. Людмила Дубинина была одета не лучше ребят, найденных на склоне. На ней была рубашка-ковбойка, два свитера, на голове подшлемник, на нижней части тела, помимо белья, были надеты чулки, трико и чёрные хлопчатобумажные брюки, сильно рваные и обожженные. На ногах шерстяные носки, одна нога обмотана половинкой её же кофты. Следы обожжения были и на одежде Александра Колеватова. В целом нет никаких сомнений, что последняя четвёрка была у костра под кедром. Об этом говорит и обожженная одежда, и срезанные около костра пихточки, из которых был сделан настил, одежда на настиле и, возможно, на самих ребятах из последней четвёрки, снятая с Юрия Дорошенко и Георгия Кривонищенко.
А теперь перейдём к описанию травм погибших в овраге ребят. Как раз среди них находились наиболее травмированные члены группы Дятлова. Так, Николай Тибо-Бриньоль имел вдавленный многооскольчатый перелом правой височной области головы на участке размером 9 на 7 см (участок вдавления 3 на 2 на 2 см) с расхождением трещин по черепу. У Семёна Золотарёва был множественный перелом 2—6 рёбер справа с кровоизлиянием в прилегающие межрёберные мышцы и плевральную полость. Ещё больше рёбер было сломано у Людмилы Дубининой — у неё был двусторонний множественный перелом рёбер (справа были сломаны 2—5 ребра, слева 2—8 рёбра). Также имелось кровоизлияние в межрёберные мышцы и область грудины. Кроме того, были следы обширного кровоизлияния в правый желудочек сердца. Только смерть Александра Колеватова эксперт Возрождённый квалифицировал, как наступившую от замерзания, смерть же остальных ребят наступила от полученных травм при наличии действия низкой температуры. Судмедэксперт отдельно разъяснил, что некоторое время после получения травм ребята могли оставаться живы. Николай Тибо-Бриньоль мог прожить час-два, находясь всё это время в бессознательном состоянии, и не мог самостоятельно передвигаться. Людмила Дубинина жила не больше 10—20 минут, при этом она могла быть в сознании. Эксперт не уточнил, могла ли она при этом самостоятельно передвигаться. Семён Золотарёв мог прожить дольше Людмилы. Возрождённый исключил возможность того, что данные травмы могли быть получены ребятами при падении с высоты собственного роста. Он также исключил, что травма Николаю Тибо-Бриньолю могла быть нанесена каким-либо орудием, например камнем. По мнению эксперта, данные травмы могли быть получены, если бы туристов отбросило сильным порывом ветра вниз, и они упали на лёд и камни.
Читать первую главу