Всем привет! Сегодня хочу вам рассказать о художнике Константине Васильеве. Его рисунки и картины для меня открыли целый сказочный мир былинных героев, где все мужчины — богатыри, а женщины — Прекрасные Василисы. Но чем больше стала узнавать об этом художнике, тем яснее стала видеть его разностороннюю натуру.
Константин Васильев родился 3 сентября 1942 года в городе Майкопе, который на тот момент был оккупирован войсками нацистской Германии. Отец, Алексей Алексеевич, ушёл на фронт, мать, Клавдия Парменовна, не справляясь одна с хозяйством и ребёнком, переехала с младенцем к своей матери в деревню.
Отец вернулся в 1943 году, когда освободили Майкоп. Он сразу же приступил к работе на станкостроительном заводе. Семья переехала в город, в доме появились дрова и немного еды. Рано утром Костю отводили в садик, а родители шли на завод и работали круглыми сутками. Воспитательницы заметили, что Костя проводит много времени, рассматривая яркие иллюстрации в детских книжках
В 1946 году родилась дочка Валентина, кроме того, родители взяли на воспитание тринадцатилетнюю племянницу Лиду (сестра Клавдии Парменовны была очень больна, и Васильевы временно взяли на себя заботу о девочке). Вся семья ютилась на частной квартире на окраине. Через некоторое время Васильевых разместили на территории станкостроительного завода, где они поселились, отделив себе место от конторы механического цеха. Рядом за перегородкой работали станки, а в комнатке спали дети вместе с родителями, тут же готовили и мылись. В таких условиях жить довольно трудно, никакого отдыха.
Алексей Алексеевич попросил через министерство перевести его в другой город, где им смогут выделить комнату. Так и произошло, его просьбу удовлетворили: Алексей Алексеевич был начальником производства, начальство ценило хорошего специалиста, заводы надо было поднимать по всей стране. И в этом же году семья переехала в Казань. Костю устроили в садик. С четырёх лет мальчик стал много рисовать, не расставался никогда с заточенным простым карандашом, мечтал о коробке с цветными карандашами. Однажды Клавдия Парменовна отнесла на рынок свой хлеб, дневную пайку, и на вырученные деньги купила сыну цветные карандаши. Костя был так счастлив, что, ложась спать, клал коробку под подушку.
Летом дети проводили каникулы у дедушки — Пармена Михайловича Шишкина. Он жил в селе Тарловка, что на реке Каме, напротив города Набережные Челны. Маленький домик находился рядом с лесом, куда семья ходила за ягодами и грибами. Это был дремучий лес с громадными соснами, разлапистыми елями. На маленького Костю прогулки по лесу производили неизгладимое впечатление.
В 1949 году семья переехала в посёлок Васильево, в 25 км от Казани. В этом посёлке мальчик пошёл в первый класс. Учился Костя хорошо, учителя его хвалили. Но рисование оставалось любимым предметом. Рисовал он много и ежедневно. Однажды подарил отцу на день рождения копию картины Васнецова «Три богатыря». Он рисовал тайком, никому не показывал… каково было удивление домашних, когда они увидели картину, выполненную цветными карандашами.
Тогда родители посовещались и приняли решение отправить все рисунки сына в Москву, в художественный интернат при институте Сурикова. Вскоре пришло ответ, в котором говорилось о зачислении Кости.
В Москве Костя стал свободное от учёбы время проводить в Третьяковке и в Пушкинском музее. Во время учёбы в художественной школе юноша увлёкся историей искусств. Стал собирать книги с репродукциями для своей домашней библиотеки. Изучая историю живописи, Костя Васильев влюбился в импрессионизм как стиль и начал писать в этой манере. В школе же был строгий академический стиль, и попытки писать в другом категорически пресекались учителями. Тогда Константин бросил школу и вернулся домой. Дома он времени не терял — поступил в Казанское художественное училище, где не было таких строгих рамок, здесь юноша погрузился с головой в свободное творчество. Учился он очень хорошо, да ещё и успевал участвовать почти во всех проводившихся конкурсах.
В Казани Костя снимал комнату, его соседями были студенты из разных учебных заведений. Ребята сдружились и вместе проводили свободное время. Свои студенческие работы Константин показывал своим товарищам и внимательно выслушивал их мнение или критику.
Закончив училище, художник вернулся в свой родной посёлок, в отчий дом. Круг его друзей нисколько не сузился, а даже увеличился. Многие любили приехать в гости к художнику, пообщаться обо всём, посмотреть новые сюжеты и просто отдохнуть.
Васильев любил лес, который восстанавливал и вдохновлял его на новые картины. Порой он пропадал в лесу на несколько суток: писал этюды, рисовал наброски.
Однажды приехал в гости к Константину друг и рассказал о своей встрече на берегу Волги с большущим орлом. Тот сидел на изломе берёзы и надменно поглядывал на окружающий его мир, при этом клювом перебирал серые перья на своей груди, а когда рассказчик хотел подойти ближе, орёл встрепенулся и бросил такой огненный взгляд на незваного гостя, что тот побоялся подходить ближе, остановился.
Васильев загорелся написать картину «Северный орёл». Но художник изобразил не птицу, а мужика с топором, стоящего в лесной заснеженной чащобе. На нём накинут тулуп, взъерошенные седые волосы обрамляют его седую голову. Его взгляд словно сверлит зрителя, и нет в нём ни страха, ни доброты.
Для создания сюжетов Константин читал русские былинные эпосы. Сюжеты этих былин восходят к Киевской, Черниговской, Суздальско-Ростовской Руси. Былинной тематике посвящена большая часть полотен художника.
Продолжение следует...