Сампсониевский мост — разводной мост через Большую Невку в Санкт-Петербурге. Соединяет правый берег реки Невы и Петроградский остров, связывая Выборгский и Петроградский районы. Рядом с мостом расположены корабль-музей Аврора, гостиница «Санкт-Петербург» и Нахимовское военно-морское училище.
С 1784 года мост назывался Выборгским, так как мост вел на Выборгскую сторону. Современное название было дано в 1822 году по Большому Сампсониевскому проспекту. Иногда мост называли Госпитальным по находившемуся поблизости Военно-сухопутному госпиталю. 6 октября 1923 года мост переименовали в мост Свободы, а 4 октября 1991 года ему вернули историческое название.
В 1847 году построен деревянный ригельно-подкосный (балочно-подкосный) свайный тринадцатипролётный мост. Разводной пролет располагался во втором пролете Выборгской стороны. Это был один из первых мостов, пришедших на смену плашкоутным. Разводился вручную. В 1862 и 1871 гг. мост капитально ремонтировался с сохранением прежней конструкции. В 1877 г. мост был усилен для прокладки линии конки.
В 1889 году при очередном капитальном ремонте разводной пролет был перенесен на середину моста, а число пролетов увеличено до 17. Длина моста стала 235 м, ширина 18,2 м. Перила на мосту были деревянные, а на опорах были установлены чугунные столбы прямоугольного сечения с фонарями.
К началу 1900-х гг. мост пришел в ветхое состояние, городские газеты неоднократно сообщали о случаях провалов настила проезжей части на мосту от экипажного движения. В 1907-1908 гг., в связи с предполагавшейся прокладкой трамвайных путей по Сампсониевскому мосту, был составлен проект постоянного моста в двух вариантах — в металле и железобетоне с разводным пролетом посередине.
В 1908 году был сооружен временный деревянный объездной мост с разводным пролетом посередине, продольная ось которого была расположена ниже по течению реки на 65 метров от существовавшего. Старый деревянный мост был разобран, но постоянного моста построить не удалось.
В 1937 году был произведен капитальный ремонт объездного деревянного моста, с усилением пролетных строений и опор. Ручная разводка заменена на электромеханическую. В 1955 г. объездной мост Свободы был закрыт для движения транспорта и пешеходов из-за его неудовлетворительного технического состояния.
Современный мост сооружен в 1955—1958 гг.
В 2000—2001 гг. проведён капитальный ремонт моста. В ходе работ заменена гидроизоляции пролетных строений, выполнено устройство монолитной плиты проезжей части, уложены бесшпальные трамвайные пути, отреставрировано перильное ограждение и торшеры, установлена система художественной подсветки. В 2011 году в рамках переустройства транспортной развязки на Пироговской набережной была выполнена разборка павильона моста с последующим переносом его на новое место.
С 1 мая 2012 года до 27 мая 2013 года в связи со строительством развязки на правом берегу Невы Сампсониевский мост и Пироговская набережная от Евпаторийского переулка до Большого Сампсониевского проспекта были закрыты для движения транспорта. После этого мост стал короче — часть старого моста стала отдельным путепроводом над тоннелем Пироговской набережной и дамбой на расширенной развязке. Новая длина Сампсониевского моста составила 193 м.