Найти тему
ВДЦ «Орлёнок»

Как создавали «Орлёнок». Часть I

«Орлёнок» — это настоящий город Детства. Здесь есть своя почта, лечебный корпус, школа, стадион, тепловой цех и даже фабрика-кухня. Всё это создавалось в течение нескольких десятилетий, чтобы мальчишкам и девчонкам в «Орлёнке» было комфортно и уютно.

Архитектурный ансамбль «Орлёнка» гармонично вписывается в природный ландшафт Черноморского побережья. Расположенные на достаточно большом расстоянии здания дарят орлятам ощущение полной свободы и дополняют живописную природу Всероссийского детского центра.

Проектировали «Орлёнок» в Ленинградском зональном институте экспериментального проектирования жилищно-гражданских зданий. В проектную группу входили архитекторы: М.Л.Файнберг, М.В.Чернов, В.Б.Фабрицкий, И.П.Шмелёв, Л.Ю.Гальперин. Главным конструктором проекта был Исаак Зиновьевич Кауфман.

-2

За лучшее архитектурное решение по классу детского оздоровительного лагеря стационарного типа архитектурный проект «Орлёнка» был удостоен Гран-При на международной выставке в Монреале «Экспо-67», Гран-При на международной выставке в Варшаве «Бочка Диогена», в 1962 году на конкурсе молодых архитекторов в Москве макет здания занял первое место.

-3

Реализовывали творческие замыслы архитекторов уже строители. Сначала проложили дороги, линии электропередач и связь, построили асфальтобетонный завод и подстанцию для передачи электроэнергии. Строительными материалами стройку помогали обеспечивать Краснодарский завод железобетонных изделий номер один, механические и судоремонтные заводы Туапсе.

Из воспоминаний
«1959 год особенно памятен. Мы приехали строить пионерский лагерь «Орлёнок». При первом же осмотре местности стало видно, что работа предстоит нелёгкая. Горы, покрытые густым лесом, разное состояние грунтов, обильно насыщенных водами, не предвещали ничего хорошего. Но мы не испугались. День и ночь надрывно урчали бульдозеры на укладке дорог, водно-канализационной трассы и подготовке места для первого палаточного лагеря. Если один трактор не справлялся, к нему на помощь приходил другой. Две, две с половиной нормы за смену — почти постоянный результат выполнения задания. Работали в условиях проливных дождей и сильных штормов».
Е. Сарычев, строитель СМУ-12

-4

Коллектив строительно монтажного управления номер 12 был в основном молодёжный. На строительство «Орлёнка» приезжали по комсомольским путёвкам выпускники профессионально-технических училищ из разных уголков Советского Союза. Комсомольцы Туапсинского и Геленджикского районов проводили молодёжные воскресники по оказанию помощи в строительстве водопровода, канализации, подъездных путей. Для строителей организовывались концерты, кинопоказы и спортивные соревнования. Газета «Комсомолец Кубани» постоянно освещала на своих страницах ход строительства пионерского лагеря.

Из воспоминаний:
«В основном «Орлёнок» строила молодёжь. Тогда строители приехали из всех уголков Советского Союза. Весь труд был на энтузиазме молодых. Как у нас хватило сил? Даже сейчас задумываюсь об этом. Приехали, сразу включились в работу. Только заканчивался один объект, нас перебрасывали на другой. Строили школу в посёлке Новомихайловский, «Звёздный», «Стремительный», «Штормовой». Всё это было на одном дыхании. По вечерам собирались вместе, играли свадьбы. Свадеб было много. Строить «Орлёнок» приезжали парни прямо из армии. Жили в палатках, затем переезжали в построенное общежитие. Строить было интересно. Радовались после сдачи первого спального корпуса (детский лагерь «Звёздный»), когда появилось так много детей».
Е. В. Миненко, штукатур-маляр

Первым строительным объектом в 1959 году стал водозабор «Орлёнка», так как без воды и тепла невозможно было обойтись. Территория водозабора находится в северной части посёлка Новомихайловский, на правом берегу реки Нечепсухо, в шести километрах от берега Чёрного моря. От него расположен напорный водопровод: он транспортирует воду в накопительный резервуар, на самой высокой горной отметке территории «Орлёнка», вода подаётся самотёком во все объекты Центра.

А уже в 1960 году был построен тепловой цех, который обеспечивает лагеря и жилой микрорайон горячей водой. 30 октября 1964 года в эксплуатацию были введены очистные сооружения: они обеззараживают воду и помогают ей продолжить свой природный путь.

Помогали подвозить строительные материалы шоферы «Орлёнка». О них слагали песни, у них учились любить своё дело и верно ему служить. Их пристанищем была автобаза, которая была появилась 14 июня 1960 года. Строительство здания для автобазы проходило в тяжёлых условиях: в сплошной скале отбивали грунт отбойными молотками и вручную носили землю. И в 1966 году 31 марта было сдано новое здание гаража. Его построили в основном из сборного железобетона. Только одна крыша весила 10 тысяч тонн. Новое здание оснастили современным оборудованием.

Из воспоминаний:
«Первые шофёры «Орлёнка» не только работали по своей специальности, но и были удивительными энтузиастами и всегда готовы оказать бескорыстную помощь в любом деле. Водителей автобазы по праву можно назвать «спецназом». Всегда на первом фланге по разгрузке вагонов с картошкой, на трудовом субботнике, на строительстве обсерватории, Дома авиации и космонавтики, ретранслятора. А помогать было в чём, ведь всё создавалось впервые. Поэтому водители копали, красили, убирали, готовили летние лагеря к сезону — делали всё, чтобы приблизить романтические планы архитекторов к жизни».
И.Ф. Красицкий, первый начальник автобазы «Орлёнка»

Шофёры «Орлёнка»
Шофёры «Орлёнка»

В 1963 году была построена фабрика-кухня. Это небольшое здание было рассчитано на переработку пять тонн сырья в день и оборудовано современными технологическим и холодильным оборудованием, а также имело три цеха: овощной, мясной и кондитерский.

Театр начинается с вешалки, а «Орлёнок» с Приёмного корпуса. Ведь именно он стал первым местом куда попадают ребята, выходя из автобуса. Здесь мальчишки и девчонки могут отдохнуть после долгой дороги, выпить чашку чая и познакомиться с другими орлятами. В Приёмном корпусе ребята проходят медосмотр и принимают душ, и только после этого в сопровождении вожатых отправляются по своим лагерям. Здание было сдано 12 июля 1963 года. Авторами проекта выступили архитекторы — М.В. Чернов и М. Л. Файнберг. Фасад Приёмного корпуса украшает панно, созданное художниками Ю.К.Королёвым и В.Н.Балуевым. На нём изображены красные кони и «люди, летящие, сердцем горящие…».

Приёмный корпус
Приёмный корпус

Самое романтическое место в «Орлёнке» — это пирс. Он был введён в строй 5 августа 1963 года. Строительство пирса стало достаточно сложной инженерной задачей, но с ней успешно справились специалисты, занимавшиеся оборудованием нефтяных скважин. Пирс стойко выдерживает все шторма и на 300 метров уходит в море. Первые орлята совершали морские прогулки на катере «Орлёнок», который был подарен моряками Черноморского флота, а в 1965 году Председатель Совета Федерации РСФСР Г.И. Воронов и вице-адмирал Черноморского флота С.Г. Горшков подарили «Орлёнку» катер «Романтик».

-7

Как только появилось решение о круглогодичном приёме детей возникла проблема непрерывности обучения. «Орлёнок» нуждался в школе. Здание было построено по проекту М. Л. Файнберга и М. В. Чернова в расчёте на 960 учащихся. Строили школу финские и советские строители. Многие годы проектно-строительный вариант учебного заведения считали образцовым. Первый звонок в школе прозвучал в феврале 1964 года. Он возвестил о начале самого короткого учебного года в истории «Орлёнка», который длился пару месяцев с 17 февраля по 25 апреля 1964 года. Полноценные занятия начались с 1 октября того же года. Первые учителя стали создавать особый творческий мир, делая обычные уроки захватывающими и интересными.

Строительство школы
Строительство школы

Здание школы представляет собой четыре параллельно расположенных двухэтажных корпуса, которые соединены перпендикулярно вестибюлем, выполненным в виде широкой лестницы. Стены почти прозрачны, так как окна представляют собой большие прямоугольные застеклённые проёмы, что даёт доступ свету, поэтому в школе всегда солнечно и уютно. В вестибюле можно увидеть огромное литературно-историческое панно, выполненное художниками Санкт-Петербургской художественно-технической академии им. А.М.Штиглица. Второй корпус украшает художественная галерея по мотивам сказок А.С.Пушкина. На стенах изображены барельефы из школьной жизни, выполненные в технике гипса и живописи художником В.Д.Орловым. С тыльной стороны на каждом корпусе есть мозаичный рисунок в морской тематике. На фасаде спортивного зала можно увидеть панно на тему из жизни палаточного лагеря.

5 августа 1965 года был открыт лечебный корпус. Авторами проекта выступили М.Л.Файнберг и А.А.Гершкович. Лечебный корпус рассчитан на 50 мест. Здесь оказывают детям квалифицированную медицинскую помощь.

«Орлёнок» невозможно представить без спорта. 30 декабря 1966 был сдан в эксплуатацию стадион «Юность», который включает в себя: большую спортивную арену на 4000 мест, малую спортивную арену, футбольное поле, засеянное высокоустойчивый травой, беговые дорожки, вышку для зажжения огня.

-9

Поддерживать в хорошем состоянии сооружения и здания «Орлёнка» помогает ремонтно-строительное управление, которое делится на несколько отделов. Отдел капитального строительства занимается возведением и реконструкцией действующих зданий, ведёт технический надзор и сдаёт объекты в эксплуатацию. Производственно-технический отдел осуществляет контроль за строительством и проведением ремонтных работ, занимается составлением сметы.

О том, как строились лагеря «Орлёнка» и другие объекты, читайте в нашем следующем материале рубрики «60 лет на благо Детства».

Источник: «Орлёнок. 55-летию Всероссийского детского центра «Орлёнок» посвящается...», 2015 (авторский коллектив: А.В. Джеус, А.А. Зубахин, Т.Л. Хацкевич).

Ставь лайк, если было интересно и подписывайся на орлятский «Дзен»!

Подробную информацию об «Орлёнке», сменах, лагерях и о том, как попасть во Всероссийский детский центр ищи на нашем сайте.

Узнавай о самых ярких событиях Центра на телеканале «Орлёнок TV», в наших , ВКонтакте и Facebook.