Транспортная инфраструктура - ключевое звено экономической модели любой страны. Железные дороги занимают здесь заметное место, прежде всего, как один из наиболее дешёвых способов доставки грузов. Но и пассажирские перевозки отнюдь не являются побочной нагрузкой. Для крупных стран значение железки усиливается многократно, а для такой огромной страны, как Россия это вид сообщения критически важен.
высокоскоростные магистрали, по состоянию на 2019 год
Некогда пассажирские поезда являлись самым популярным транспортом, но сегодня без роста скорости, перемещение по железной дороге на большие расстояние, начинает терять актуальность. Для сохранения конкурентоспособности железных дорог, страны строят высокоскоростные линии и регулярно проводят обновление другой сопутсвующей инфраструктуры и разумеется парка поездов.
В настоящее время проходит постепенное обновление и пассажирский подвижной состав на РЖД. Ещё в 2009 году на маршруте Москва - Санкт-Петербург был запущен поезд Сапсан. По сей день он остаётся самым скоростным поездом России, хотя на заявленную конструкционную скорость в 250 километров в час ему выйти так и не удаётся. Помимо Сапсана в эксплуатции находятся ещё скоростные поезда Ласточка и Стриж. Они также способны на большее, но и их скорость ограничена текущим состоянием магистралей.
Средняя скорость движения пассажирсских поездов между крупнейшими городами
Сегодня Россия находится скорее ближе к группе лидеров. У нас однин их лучших показателей скорости по Восточной и Северной Европе. Правда, французским и испанским поездам мы уступаем аж в два раза, а итальянским и немецким в полтора.