Популярность блогинга растет, и многие люди думают о нем, как о профессии мечты – в Высшей школе экономики и вовсе ввели курс «Блогинга» на факультете медиакоммуникаций. И тем не менее большинство обладает довольно туманными представлениями о том, как работает эта индустрия. Я готов развеять самые распространенные заблуждения о блогинге на YouTube.
Создание контента – работа на полный день
Блогинг – работа на полный рабочий день, которая требует огромной отдачи. Безусловно, можно снимать ролики для себя. Но для получения дохода от YouTube придется тратить не три и даже не пять часов в неделю. Чтобы снять один ролик, надо:
- написать сценарий,
- снять ролик,
- смонтировать его,
- выложить,
- оптимизировать,
- пообщаться с подписчиками,
- проанонсировать в соцсетях,
- проанализировать в YouTube Analytics все показатели и отдачу от него (источники трафика, вовлеченность аудитории, стоимость одного просмотра и много другое).
А порой и этого мало. Нужно еще найти канал со схожей тематикой, устроить с ним коллаборацию и утвердить с рекламодателями рекламную интеграцию.
Проверьте сами, сколько времени у вас займет производство, – мы гарантируем, что не менее трех полных рабочих дней. А выпускать ролики надо минимум раз в неделю, а лучше – два. Готовы?
К примеру, у блогера Светы Соллар на создание короткого скетча или развлекательного видео уходит несколько часов. Чтобы придумать сценарий, ей требуется примерно часа два, а иногда и больше, на съемки – три-четыре часа, монтаж – в среднем, часов семь (монтирует сама).
Вам придется учиться монтажу и съемке
Отлично, если у вас есть возможность нанять монтажера или целую идейную команду, которая не только возьмет на себя часть обязанностей, но и будет потрясающе воплощать ваши задумки.
Затраты на команду будут зависеть от канала, его контента и желаний автора. Если не считать собственное время и внутренние затраты, то приведем примерные цены:
- монтаж – 12 с половиной тысяч рублей;
- звук – 5 тысяч рублей;
- цвет – 10 тысяч рублей;
- сценарий – 15 тысяч рублей;
- съемка – 5 тысяч рублей.
- графика – зависит от идеи и реализации.
Итого: 47 с половиной тысяч рублей за ролик. С тем учетом, что в месяц должно выходить хотя бы четыре ролика, то это около 200 тысяч рублей.
Например, у канала Room Factory (3,6 миллиона подписчиков) среднемесячный минимал равен 300 тысячам рублей (сюда входит монтаж, сценарий, актеры, съемки, звук, менеджер, офис и дополнительные услуги в зависимости от конкретного ролика).
Если это ваш собственный канал, то будьте готовы ко всему: команда может приходить и уходить, не так выполнять задачи, денег на монтажера может не хватать. Но, независимо от внешних факторов, ролики должны выходить регулярно. Поэтому монтажу все равно придется учиться, как и основам видеографии. На том же YouTube есть масса роликов о SonyVegas, Adobe Premier Pro, Lightworks и других популярных редакторах. При желании можно всему научиться, даже не выходя из дома.
Если вы, все-таки, снимаете не один или у вас есть монтажер, оператор или партнер, задумайтесь о построении долгосрочных отношений, дайте людям мотивацию работать с вами. Найти команду, которая вас будет устраивать, сложно. А полноценного партнера по производству контента – особенно. Многие каналы существуют как дуэты, а если тандем распадется, не факт, что одиночная карьера выйдет столь же успешной.
Все сделать самому не получится
И тут речь не про производственную и креативную команду, а про закулисную часть работы. О ней, чаще всего, блогеры не задумываются, а когда сталкиваются, то подключаются к медиасетям.
На медиарынке есть множество медиасетей или, как их еще называют, многоканальных сетей. Все они работают с видеоплатформами и созданы для аутсорсинга сервисных функций со стороны YouTube: это и поддержка, и развитие канала, и его масштабирование.
Они включают в себя самые разные аспекты – от помощи с построением стратегии канала до обучения оптимизации или запуску собственного мерча. Сюда входит и оптимизация роликов, и продвижение через Google Ads, и работа с политиками YouTube, и оказание полной юридической поддержки.
Когда канал получает страйк за нарушение, медиасеть анализирует ситуацию, и если страйк был неправомерным, то от лица блогера напрямую связывается с YouTube и подает апелляцию.
У автора канала KREOSAN (2,8 миллиона подписчиков), нашего партнера, контент периодически ошибочно попадает под ограничение – он проводит необычные эксперименты и опыты с электричеством. Если в ролике контент допустим по правилам для широкой аудитории, то ограничение всегда удается снять.
За этот год медиасети удалось оспорить ограничение по возрасту для четырех видео, два раза – страйк, около десятка раз снять ограничение монетизации и провести 12 консультаций по правилам размещения рекламы.
А Брайну Мапсу (TheBrianMaps – 11 миллионов подписчиков) та же партнерская сеть и вовсе помогла вернуть основной канал, который был заблокирован платформой несколько месяцев.
Поэтому любому блогеру рано или поздно рекомендуется подключиться к той или иной медиасети. Самому невозможно предвидеть всех нюансов YouTube или решить острые вопросы. На такие случаи всегда должна быть подстраховка – многоканальные сети оперативно анализируют ситуацию и решают проблему.
На рынке представлено огромное количество партнерских сетей, с которыми успешно работают как начинающие, так и уже топовые блогеры.
- В арсенале мировой музыкальной медиасети Vevo уже 400 тысяч видео, 26 миллиардов просмотров в месяц и более миллиарда часов в месяц просмотренных партнерских видео.
- А медиасеть Studio71 насчитывает семь миллиардов просмотров в месяц и тысячу триста каналов с самыми популярными шоу YouTube. К ней подключены такие крупные блогеры, как Тайлер Окли (7,4 миллиона подписчиков), Лилли Сингх (14 миллионов подписчиков), дуэт американских комиков Ретта и Линка (4,5 миллиона подписчиков) и многие другие.
- К нашей партнерской сети подключено более четырех тысяч каналов, из них более 50% – топовые блогеры русскоязычного YouTube. Эта медиасеть насчитывает около 900 миллионов подписчиков на каналах партнеров, и более 30 миллиардов просмотров.
Оптимизация и развитие канала
Более 60% трафика на каналах – это не текущие подписчики, а рекомендации алгоритма. Поэтому уделять внимание оптимизации видео необходимо, но многие начинающие блогеры даже не знают, что это такое.
Конечные заставки, закрепленные комментарии и общение с аудиторией, использование вкладки «Сообщество» и YouTube Stories – это базовые и известные всем инструменты, которые тем не менее часто игнорируются.
Медиасети помогают авторам научиться пользоваться всем спектром возможностей – проводят анализ канала и подсказывают, что улучшить, как поменять метаданные, где проработать динамику монтажа, в какую сторону изменить заголовки, миниатюры к роликам и многое другое.
Только у нашей компании немало таких примеров, когда после консультаций команды развития просмотры у партнеров увеличивались в три раза. Например, у канала Resonance (209 подписчиков) через месяц после совместной работы партнерской сети с автором показатели просмотров на канале выросли в два раза – с 900 тысяч до 1,8 миллиона просмотров, а время просмотра – с 6,7 миллиона до 13,2.
Правила YouTube
Нет, нельзя просто петь каверы, делать нарезки, ставить любую музыку саундтреком и показывать «обнаженку». Жесткие пранки не дадут каналу расти и привлекать рекламодателей. Продумайте стратегию заранее – мало просто заинтересовать зрителя. Чтобы зарабатывать на своем контенте в дальнейшем, необходимо с самого начала задумать его подходящим для рекламодателей и соответствующим правилам YouTube.
Монетизация на YouTube – привилегия, а не право.
Многие каналы сталкиваются с типичной проблемой: на трэш-контенте нарастили базу подписчиков, которые пришли к ним с определенными ожиданиями. Но можно ли заработать на этом канале? Ведь монетизацию ограничат, а рекламодатели не захотят размещать интеграции на небезопасном контенте.
Вот ряд условий, по которым канал могут ограничить по монетизации:
- нецензурная лексика, даже если ее запикать;
- акцент на полуобнаженное женское тело;
- экстрим и любые опасные действия: руфинг, проникновения на охраняемые территории, использование взрывоопасных материалов, в том числе петард;
- рекламные интеграции игровых кейсов;
- контент с жестокими видеоиграми;
- деликатные темы (холокост, теракты, митинги с потасовками);
- за метаданные, которые касаются всех тем выше.
А если стратегию канала резко поменять, с него так же резко уйдет аудитория. Нужно продумать этот момент заранее и найти формат, который поможет держать баланс между вовлеченностью зрителей и привлекательностью для рекламодателей.
Например, наша медиасеть еженедельно подает около ста апелляций на желтую монетизацию, а в результате очень большой и активной работы ей удалось оспорить более 250 ограничений монетизации и более ста страйков в месяц.
Кроме правил в отношении рекламы, также есть много нюансов, связанных с авторским правом. Например, чтобы снимать реакции по правилам, надо серьезно подготовиться и изучить все аспекты добросовестного использования контента.
Просмотр чужого ролика и сопровождение его какими-то комментариями, смехом, звуками (общепринятый шаблон реакций) – это пример недобросовестного использования контента. Если вы хотите снять обзор на что-то, то использование чужого материала должно быть минимальным и на 100% оправданным. Важно снимать при этом себя или делать уникальный монтаж с использованием собственной инфографики.
Кроме правил YouTube о рекламе, некоторые блогеры не задумываются даже о законах РФ, например, об уплате налогов. За неуплату, естественно, можно быть привлеченным к уголовной ответственности. Медиасеть помогает партнерам разобраться с налогами и работать вбелую. Это важный момент для тех, кто планирует вырасти до действительно высоких доходов.
За полгода вы не раскрутите канал
Да, бывают случаи, когда число подписчиков на канале за одну ночь может добежать до миллиона. Но в этих ярких историях обычно забывают, что до этого канал существовал несколько лет.
Вспомним историю Моргенштерна, также нашего партнера. Его бешеный рост популярности начался с дисса и вызова на баттл Юрия Хованского в январе 2018 года. До этого момента на его канале было порядка 100 тысяч подписчиков. Ролик завирусился, попал в тренды, а Хованский ответил на вызов отказом баттлиться с «ноунеймом», конфликт разгорелся.
Алишер после этого за два месяца набрал более 500 тысяч подписчиков и стал самым быстрорастущим блогером. Но он не остановился на этом, далее последовал выпуск собственного альбома и нескольких вирусных клипов. И вот сейчас у него почти четыре миллиона подписчиков и армия фанатов.
Казалось бы, что тут сложного? «Задиссь» популярного блогера, и ты тут же на волне. Но Алишер не пришел вдруг на YouTube и стал популярным, у него до этого полтора года был свой канал, на котором он терпеливо развивал рубрику «Изи рэп», где он за пять минут весьма качественно делал треки в стиле популярных музыкантов. У него есть музыкальное образование, а до этого он помогал сводить треки крутым музыкантам.
Таких историй очень много: Little Big, Эльдар Джарахов, It`s Mamix. Все эти ребята годами делали свой контент и упорно работали, некоторые их видео заходили лучше, некоторые хуже, но у каждого из проектов была своя четкая цель и стратегия.
Только долгая, упорная и качественная работа приносит хороший результат. Так, однажды It`s Mamix придумал видео, которое, как ему казалось, взорвет YouTube. Так и случилось – более того, из одной идеи зародилось целое уникальное шоу про различные эксперименты, которое сейчас смотрят миллионы людей.
Эльдар Джарахов, например, от комедийной «РепШколы» перешел к выпуску полноценных альбомов и шоу, которые по своему качеству не уступают ТВ-форматам.
Блогеры не боятся пробовать себя в разных жанрах, экспериментировать с контентом и, в конце концов, находить именно то, чем они смогут удивить зрителей и сделать из них преданных фанатов.
Не забывайте, что сейчас конкуренция растет в разы быстрее, нежели это было десять или пять лет назад. Есть огромный выбор в абсолютно любой категории, поэтому важно найти свою нишу и уникальный формат, быть интересным, прежде всего, как личность и давать подписчикам ценную информацию.
Нередко на YouTube приходят за быстрой славой и деньгами, делают несколько роликов и выгорают, не увидев быстрых результатов. Если вы не получаете кайфа от самого процесса создания контента, то вряд ли вас хватит надолго. Изначально нужно понимать, что процесс создания и развития своего личного канала может занять не один год.