Найти в Дзене
Рязанский кремль

О находке бронзового идола

В экспозиции «От Руси к России» в первом зале находится небольшая бронзовая статуэтка. Она была найдена в 1888 году на Старорязанском городище во время раскопок фундамента Спасского собора. Краевед и археолог А.В. Селиванов, обнаруживший ее, оставил отчет об этом: «В центральной части насыпи в двух аршинах глубины, которая снималась тонкими слоями, обнаружился вертикально стоящий, небольшой обрубок сгнившего дерева, от верхнего конца которого отпала бронзовая женская фигура в виде бюста. Под слоем глины, пространство которого суживалось книзу, оказался слой плотно примятой чёрной земли, глубиною на один аршин. На поверхности этой земли, покрытой остатками от еды (рыбья чешуя, свиные зубы, косточки разных животных и пр.), найдены осколки горшка, витое каменное колечко и бронзовый крестик. Оба разрытых слоя земли заполняли собой четырехугольную яму в материке аршина в четыре в поперечнике». Из данного отчёта довольно сложно понять, что представляло собою сооружение, где находилась стат

В экспозиции «От Руси к России» в первом зале находится небольшая бронзовая статуэтка. Она была найдена в 1888 году на Старорязанском городище во время раскопок фундамента Спасского собора. Краевед и археолог А.В. Селиванов, обнаруживший ее, оставил отчет об этом:

«В центральной части насыпи в двух аршинах глубины, которая снималась тонкими слоями, обнаружился вертикально стоящий, небольшой обрубок сгнившего дерева, от верхнего конца которого отпала бронзовая женская фигура в виде бюста. Под слоем глины, пространство которого суживалось книзу, оказался слой плотно примятой чёрной земли, глубиною на один аршин. На поверхности этой земли, покрытой остатками от еды (рыбья чешуя, свиные зубы, косточки разных животных и пр.), найдены осколки горшка, витое каменное колечко и бронзовый крестик. Оба разрытых слоя земли заполняли собой четырехугольную яму в материке аршина в четыре в поперечнике». Из данного отчёта довольно сложно понять, что представляло собою сооружение, где находилась статуэтка. Ясно лишь то, что фигурка увенчивала собой деревянный столб и являлась идолом, который располагался внутри помещения, а не на открытом святилище. Также ясно, что это сооружение находилось в слое, лежащем ниже основания храма, т.е. относящемся ко времени ранее конца XII века.

-2

Подробное описание идола было сделано в 1955 году другим известным археологом А.Л. Монгайтом:

«Это бронзовая литая полая фигурка, составляющая лишь половину четырёхликого идола. Очевидно, к задней её стороне приставлялась такая же фигурка. На боковых частях идола разрез находится на середине носов. Эти большие треугольные носы чётко выделяются: боковые из них имеют сильно подчёркнутую горбинку. Глаза и груди отмечены небольшими циркульными кружками. Левый глаз имеет в центре сквозную дырочку. Губы проведены в виде трёх полосок, три пробитых насквозь дырочки как бы показывают оскал зубов. На груди идола изображена человеческая маска». Далее А.Л. Монгайт делает предположение, что статуэтка использовалась в качестве идола, в славянском языческом святилище. По его мнению, этот случай мог быть результатом чудско-русских религиозных связей.

-3