Чтобы спасти от сноса монумент «Уничтожителям гитлеризма» в Велюни, потребовалась настоящая спецоперация, в которой участвовал чуть ли не весь город
По российским СМИ прошла новость: польский инженер Марек Халупка спас памятник советско-польской дружбе, выкупив его у города. Демонтированный монумент из парка в центре небольшого городка Велюнь переехал на частный участок в деревню Млыниско неподалёку. Халупка подчеркнул, что хотя памятник и стоит теперь вроде бы на частной территории, но доступ к нему будет открыт для всех. Более того, его отреставрировали и установили на нём памятную табличку на двух языках, которой на оригинальном памятнике не было. «Я не мог допустить, чтобы памятник разрушили, поэтому решил оформить его в собственность», — заявил инженер и добавил, что считает сделанное самым важным и значимым поступком в своей жизни.
Мареку Халупке огромное спасибо, а история, предшествовавшая счастливому спасению, заслуживает отдельного рассказа.
По принятому в Польше в 2017 году закону около 230 советских памятников попали под снос. Попал в этот скорбный список и монумент «Братство по оружию» в честь воинов Красной армии и Войска польского — главная достопримечательность города Велюнь, который эти воины и освободили вместе с окрестностями. Установили его в 1965 году сами поляки. Скульптура, изображающая солдат, стоящих плечом к плечу с оружием на защите мирной жизни, стала первой крупной работой известной художницы Ядвиги Янус (к сожалению, она уже не смогла заступиться за своё творение, поскольку умерла в 2019 году).
Несмотря на неоднозначное отношение поляков к тем страницам истории и неприязнь многих из них к послевоенному социализму, на пике которого и появился памятник, большинство жителей города были против демонтажа «Братства по оружию». Каждое 18 января, в годовщину освобождения города, к нему приносили цветы и свечи в память о погибших, школьникам читали лекции о Второй мировой, а власти произносили подобающие моменту речи в духе «Нужно помнить» и «Как хорошо, что с каждым годом нас всё больше». Узнав о предстоящем сносе, поляки попытались заступиться за монумент.
Сперва его переименовали в «Уничтожителей гитлеризма», справедливо рассудив, что памятник с таким названием вряд ли снесут. Не помогло. Комиссия Института национальной памяти изучила монумент и заключила, что он однозначно пропагандирует тоталитарный режим и должен быть убран из публичного пространства. Но горожане не сдавались. Теперь они зацепились за слово «убран» и попытались трактовать его как «перенесён» — например, к ближайшему музею или куда-нибудь на окраину города. Комиссии собирались и расходились, прошения о сохранении подавались всё выше и выше. Мэр города обратился к воеводе (что-то вроде польского аналога губернатора), но тот чётко постановил: чтобы до конца 2019 года никаких «Уничтожителей» в городе не было. Можно было бы пойти ещё выше — к министру культуры, но бургомистр сдался. Сносить так сносить.
И вот тут началось самое интересное. Город отреагировал очень бурно. «Не воевода строил, нет у него права принимать решение о сносе», «Нельзя изменить ход истории. В Берлине стоит огромный памятник солдату Красной армии и никому не мешает — почему у нас нужно обязательно сносить?», «Почитайте немецкую прессу того времени, Геббельс призывал уничтожить всех поляков при сдаче города. Историю не изменить, нравится нам она или нет. Советские войска освободили Варшаву и Велюнь освободили тоже они» — вот несколько типичных комментариев от жителей города.
И вот тогда бургомистр всё же нашёл лазейку. По местному радио дали объявление, что памятник может приобрести любое частное лицо и установить у себя на участке. Отклик был моментальным и очень активным — претендентов нашлось сразу несколько. Одним из них и был тот самый Марек Халупка, который в итоге и разместил монумент на своем участке.
Так что братство по оружию всё же победило. Несмотря ни на что.