Найти тему
Евгений Шадрин

Кино Азбука - Жанры

С чего начинается жанровое кино?
С чего начинается жанровое кино?

Кино, есть произведение изобразительного искусства в движении картинок. Жанр, - форма признаков узнаваемых психикой человека. В корне кинофильма, лежит история. Жанр же, - нити, коими сшита плоть изобразительного повествования. Искусство кино разделено двумя основными жанрами: игровым и документальным, а так же смешанным - документально игровым. Третий жанр применим в телевизионных проектах, либо представляет собой эпизоды кинохроники необходимые по замыслу авторов тому или иному художественному произведению.

Классическое понимание кинофильма создается по сюжетно-образному сочинению. Структура сочинения носит имя драматургии. Драматургия так же делится на жанры. Жанры определены человеческими характерами, попадающими в предлагаемые обстоятельства. Комедия, мелодрама и трагедия, - вот три основополагающих ситуации, в которых авторы фильма ищут своих Героев. Это и есть основа так называемого Жанрового кино. Той формы, что каждый из нас видит в кинотеатре, на что продюсеры тратят миллионы средств, связей и нервов. Альтернатива жанрового кино – кино фестивальное кино, кино авторское, и более низкая ветвь – Home Video. Об этом, в другой раз.

С чего начинается жанровое кино.

Идея фильма, попав в руки продюсера, вызревает в уме сценариста. У каждого жанра есть первоначало, на основе которого, профессиональные сценаристы, прежде чем начать работу спрашивают себя: комедия - «над чем смеемся?» - Э. Рязанов «Карнавальная ночь» - (чиновничество мешает развитию культуры). Мелодрама – «история трех, где один лишний?». Г. Данэлия. «Осенний марафон». (мужчина выбирая женщину, оказывается лишним для них). Драма - «в чем нравственный выбор Героя?». В. Ален. «Жасмин». (оказавшись на обочине жизни признай виноватым себя)

За что Режиссер получают признание.

Если совсем кратко, - за новые идеи в классическом жанре или новаторское смешение жанров.

«Годзила» 1954 года Исиро Хонды дала старт фэнтази. Альфред Хичкок в 60-ых на основе классической драмы с помощью приема тревожного ожидания спустил крючок триллера. Поджанр фильма ужасов мокьюментари – «Ад Канибалов» - Руджеро Деодато задал трэнд реалити шоу.

Советские мастера так же импровизировали с формами. Двух серийный «Экипаж» Александра Миты – в первой части являет классическую драму, во второй же заворачивает к жанру катастрофа. Эльдар Рязанов с Эмилем Брагинским, сдавая редколлегии «Ирония судьбы или с легким паром» настояли на личном виденье мелодрамы – мелодрамы лирической, чем задали тренд плеяды фильмов о глубине метущейся русской души: «Служебный роман», «Афоня», «Любовь и Голуби».

Сказать о точном количестве жанров сложно. Здесь интересно другое. Некоторые жанры возникали благодаря харизме создателя. Например, Серджо Леоне был захвачен темой вестерна. И благодаря такой одержимости итальянца родились более полусотни спагетти – вестернов. Осаму Тседзуки - пионер культуры Анимэ, по новому развил культуру картинок в Японии. Из наших авторов, можно выделить Тимура Бекмамбетова, с экранизацией романа Сергея Лукьяненко «Ночной Дозор».

Прежде чем перейти к искусству оператора, несколько слов о музыке. Алексей Герман, рассуждая о минимуме музыки в фильме обижал таким подходом Исаака Шварца. Джон Уильямс сократил аудио трэк в «Челюсти» до трех нот и тем помог Стивену Спилбергу взять Оскара, Золотой Глобус и Грэмми. Никита Михалков практически в каждый свой фильм привлекает Эдуарда Артемьева. Без композиторского дара которого, не прозвучали бы «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба Любви», еще более двухсот фильмов. Комментировать насколько музыка влияет на жанр, излишне.

Третьим автором кино жанра, по праву считается оператор. Его пространственное виденье, умение читать смысл заложенный в живописи, и применять ракурсы полотен в мизансценах, плюс создание атмосферы жанра - неотъемлемая часть атмосферы кадра. Роберт Ричардсон, Эммануэль Любецкий, Януш Каминский, Георгий Рерберг, Вадим Юсов, Сергей Астахов. И многие другие создавали и создают шедевры кино полотен.

Сегодня, создание полнометражного жанрового кино уперлось в кризис финансирования, и новаторство взял на себя качественный продукт ежедневного теле контента. HBO, Netflix, CBS, другие каналы и компании, являются локомотивами новых кино жанров. Здесь и: черная комедия, криминальная, социальная драма, политический триллер, сит ком, фантастические приключения, остросюжетный вестерн, … . Этье́н - Жюль Маре́ создавший фоторужье и Луи ле Принц снявший сцены в саду Раундхэй вряд т ли догадывались куда приведут их фантазии. Впрочем, может быть, и нет.