Многие привыкли представлять себе ювелиров по фильмам и книгам, как людей очень зажиточных и хранящих где-то в темном уголке несметное количество золота и бриллиантов. На деле же, это далеко не так. Ведь все прекрасно знают, что, к примеру, кассир в банке каждый день, держа в руках кучу денег, получает обыкновенную и небольшую зарплату. Также и большинство ювелиров: мы плавим, режем, пилим, и еще чего только не делаем с золотом и серебром, но это всего лишь материал, с которым мы работаем, обычно даже не наш.
По поводу самой непосредственно работы, все считают, что ювелир это работа тонкая и кропотливая и отчасти это правда, но ведь сколько грубых подготовительных процессов проходит до того как начинается та самая тонкая работа.
Прежде чем появится на свет самое простое изделие, мастеру надо: сплавить металл и отлить в изложницу, получив тем самым пластину или брусочек.
Сам процесс плавки для человека который видит это впервые, довольно увлекательное зрелище. Тут можно видеть как кусочки металла или какие-то старые изделия сначала разогреваются докрасна, затем цвет становится ярко оранжевый с переходами к белому, и метал начинает таять, как кусочек сахара в кипятке, какие-то тонкие и выпуклые части начинают превращаться в капли, которые все больше поглощают в себе остатки тех кусков и изделий, которые потолще и дольше прогреваются, и, наконец наступает момент когда все растаяло и, взболтнув тиглем для более равномерного перемешивания сплава, мастер аккуратно выливает его, прямо как воду, в изложницу. После небольшого остывания из изложницы достают, как писал выше, брусочек или пластину. То, что получилось кладут в кислоту для «отбеливания», чтобы убрать остатки флюса, применяемого при плавке. Раньше кислотами для отбелов служили соляная или серная кислоты. Сколько одежды было перепорчено, ведь на месте самой маленькой и незаметной капли вскоре появлялась дыра. Сейчас все намного лучше, применяем обычную лимонную кислоту, с ней все проблемы пропали.
После отливки наступает процесс прокатки или, как правильнее, вальцовки. Пластину прокатывают в плоских валках и с каждой прокаткой она становится тоньше и длиннее, с брусочком примерно тоже самое, только в профильных валках называемых «ручейками».
Когда пластина или уже не брусочек, а пруток металла достигает нужной длины и толщины переходят к следующим операциям. Сама по себе вальцовка дело достаточно тяжелое. Конечно все зависит от объёма металла с которым работаешь, но все же.
Затем пластина идет в работу, а пруток если надо его превратить в проволоку, начинают тянуть через фильерную доску (это такая металлическая пластина с отверстиями на уменьшение), с каждым следующим отверстием проволока становится тоньше и длиннее, и тянут до тех пор, пока проволока не достигнет требуемой толщины.
Бывает, что изначальный брусочек сантиметров 4-5, пруток из него, уже метр, а конечная проволока, метров 10-20. По-разному конечно, ведь все зависит от веса брусочка и толщины конечной проволоки. Процесс волочения или протяжки проволоки тоже одна из самых тяжёлых физически процедур. Например, если проволока 2 и более мм, то ухватившись плоскогубцами за ее конец, тянешь всем весом своего тела, а больше 3 мм тянуть приходится вдвоем, благо, что это бывает очень редко.
Резюмируя эту часть скажу, что, подготовительные процессы самые тяжёлые.
Дальше начинается процесс изготовления непосредственно самого изделия, в котором ювелир и «кузнец», и слесарь и, главное, уже художник.
И нет ничего приятнее видеть, как прямо на твоих глазах новое изделие обретает форму, с каждым изгибом, с каждым взмахом напильника, надфиля, с каждой припаянной новой деталью, начинает вырисовываться результат многочасового, а иногда и многодневного труда!
На этом пока все, с уважением Сергей Васильев.