Приветствую Вас на своём канале уважаемый читатель. Уже казалось, что все нормативные документы описала и прокомментировала. Так принято. Любое серьёзное дело начинается с описания утверждённой нормативной базы. Причём, если речь идёт об отдельно взятой образовательной организации, то тогда всё должно быть разложено по полочкам, начиная от федеральных и региональных нормативных документов и заканчивая локальными
Самостоятельность и свобода вещь хорошая. И ни для кого не секрет, что многие вещи сегодня школа может решать сама, разумеется, при наличии грамотно подготовленных локальных документов и при не противоречии документам федеральным
Всем известно, что Россия в 2003 году подписала Болонское соглашение. Трудно поверить, но с этого момента прошло уже 17 лет. А вот некоторые изменения, а если быть точнее разговоры про эти изменения практически только сейчас начинают приобретать массовый оборот на практике
Кто бы что не говорил и как бы это не называл, никаких принципиальных изменений с того времени, когда в стране в приоритете была традиционная модель, ничего нового не произошло. Да, начали больше говорить о переменах. Да, ввели независимую оценку качества образованности наших детей (ОГЭ, ЕГЭ), но главное противоречие между структурой образовательной модели (традиционка) и требованием ФГОС формирования нового образовательного результата дополнительно в виде УУД не произошло. Соответственно, революционное противоречие «верхи не могут, а низы не хотят» продолжают нарастать
Не суть, что начало процессу было положено почти 20 лет назад, а суть в том, что старое потеряно, а новое не найдено. И кто бы что не говорил про «устаревающий корпус» учителей – традиционщиков, пока по крайней мере, всё держалось, держится и не побоюсь сказать, будет держаться всё только на них. И вот почему. Свою главную миссию – обучать и давать знания они выполняют безупречно (здесь можно провести исследование, какой возраст среди репетиторов сегодня преобладает). Потому что они прекрасно знают, что такое урок и методика преподавания предмета и как добиться того, чтобы ребёнок усвоил обязательное содержание программы
Эксперимент в области реализации новой аттестационной модели показал, что чем моложе педагог, тем больше у него проблем с таким понятием, как методика преподавания предмета. Многие молодые педагоги в своих комментариях в соцсетях недоумённо задают друг другу вопрос типа, ну хорошо, обучать их я должна, но зачем мне нужна какая-то методика?
Реплика не в упрёк нашим уважаемым молодым коллегам. Они делают много других замечательных вещей. Просто если учесть, что здесь отсутствует само понимание что такое к примеру, методика преподавания физики или методика преподавания биологии, то становится понятным, что должного эффекта от образования в ближайшей перспективе ожидать нам не придётся
Почему сегодня я хочу коснуться темы национального проекта «Образование». Потому что практически во всех его составных частях, которые носят название федеральных проектов, а их в совокупности не много, ни мало, порядка десяти единиц, практически везде провозглашён новый образовательный результат. Он подразумевает реализацию индивидуальных образовательных траекторий для детей, развитие у них «мягких» навыков, их социализацию и личностное развитие
Здесь я приведу перечень из 7-ми федеральных проектов, но что касается непосредственно учителя, мы коснёмся только трёх. Затем на основе анализа трёх Паспортов федеральных проектов ещё раз убедимся, что в ближайшем обозримом будущем нас ждут большие перемены в образовании в целом
1.Федеральный проект «Цифровая образовательная среда»
2.Федеральный проект «Социальные лифты для каждого»
3.Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей»
4.Федеральный проект «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)»
5.Федеральный проект «Учитель будущего»
6.Федеральный проект «Современная школа»
7. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка»
**********************************
Очевидно, что педагогов так или иначе коснутся все эти документы. Но поскольку речь мы ведём именно про новые подходы в работе учителей, то анализировать я буду лишь три последних в представленном списке Паспортов федеральных проектов «Учитель будущего», «Современная школа» и «Успех каждого ребёнка»
Прежде чем приступить к их рассмотрению, ещё раз хочу напомнить, что главной целью моих статей является подробное рассмотрение новой аттестационной модели для учителей на основе ЕФОМ, а также подробные комментарии к тому, что принято называть сегодня метапредметными результатами в инновационной образовательной среде, формируемыми в виде УУД. Здесь нужно отметить, что практически во всех глобальных нормативных документах федерального уровня мы не встретим таких понятий, как метапредметный результат и УУД. Мы встретим там понятия «мягкие навыки» или «ключевые компетенции» (это мировые тенденции)
Не берусь однозначно утверждать, что мягкие навыки и метапредметные результаты это одно и тоже, но формулировки основных понятий во многих документах используются практически одни и те же. В связи с чем берём понятия «мягкие навыки» и «ключевые компетенции» в наш обновлённый глоссарий, или как сейчас иногда модно говорить, тезаурус. Далее посмотрим комментарии к трём вышеупомянутым документам
1.Федеральный проект «Учитель будущего» (Паспорт федерального проекта «Учитель будущего») – объём документа 85 страниц; 6 информационных разделов
2. Федеральный проект «Современная школа» (Паспорт федерального проекта «Современная школа») – объём документа 191 страница; 6 информационных разделов
3. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» (Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребёнка») – объём документа 206 страниц; 6 информационных разделов
В данных текстах я представлю те главные акценты, которые многократно повторяются, но разведены лишь по срокам и объёмам внедрения в практику. Тексты представлены без изменения
1.Паспорт федерального проекта «Учитель будущего» (Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3) – ФРАГМЕНТЫ
*Независимая оценка качества общего образования, осуществляемая путем внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников
*Во всех субъектах Российской Федерации внедрена система аттестации руководителей общеобразовательных организаций
*Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, средневзвешенное место Российской Федерации
*Обеспечение деятельности центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, формирования и участия в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками, привлечения работодателей к дополнительному профессиональному образованию педагогических работников, в том числе в форме стажировок
*Внедрена к концу 2020 года национальная система учительского роста (НСУР), актуализированы и апробированы до 2024 года конкурсы профессионального мастерства, учитываемые в процессе аттестации учителей на квалификационную категорию по новым должностям наряду с положительной динамикой учебных результатов обучающихся
*Внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с обучающимися
*Повышение качества подготовки обучающихся в процессе реализации общеобразовательных программ и формирование компетенций с учетом задачи по улучшению результатов участия российских школьников в международных исследованиях качества образования (PISA, TIMSS, PIRLS)
*Не менее 70 процентов учителей в возрасте до 35 лет вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы (на период до конца 2024 года)
Участие:
Международные исследования - сравнительные исследования по оценке качества образования, которые организуются и проводятся международными организациями:
PIRLS: исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study)
PISA: международное сравнительное исследование качества общего образования (Programme for International Student Assessment)
Целью исследования является оценка способности учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений
TIMSS: международное сравнительное исследование качества общего образования (Trends in Mathematics and Science Study).
Основной целью исследования является сравнительная оценка качества математического и естественнонаучного образования в начальной и основной школе
******************
Здесь вероятно нет необходимости что либо комментировать, поскольку в целом всё понятно
2.Паспорт федерального проекта «Современная школа» (Приложение к протоколу заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации от 07 декабря 2018 г. № 3) – ФРАГМЕНТЫ
*Внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений
*Повышение мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области "Технология" на базе организаций, имеющих высокооснащенные ученико-места, в т. ч. детских технопарков "Кванториум"
*Осуществление образовательной деятельности исключительно по адаптированным общеобразовательным программам с обновлением материально-технической базы
*Создание материально-технической базы для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей в школах, расположенных в сельской местности
*Разработана методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися по результатам международных исследований
*****************************************
3. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребёнка» (Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3) – ФРАГМЕНТЫ
*Рост числа детей, охваченных дополнительным образованием, Число детей, охваченных деятельностью детских технопарков "Кванториум" (мобильных технопарков "Кванториум") и других проектов, направленных на обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технической направленностей, соответствующих приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации
*Рост числа участников открытых онлайн-уроков, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков "Проектория", "Уроки настоящего" или иных аналогичных по возможностям, функциям и результатам проектов, направленных на раннюю профориентацию
*Рост числа детей, получивших рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности), в том числе по итогам участия в проекте "Билет в будущее"
*Рост числа региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, создаваемых и реализующих программы с учетом опыта Образовательного фонда "Талант и успех"
В том числе:
*Реализация дистанционных образовательных технологий (образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников
(часть 1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Закон № 273-ФЗ)
*Реализация индивидуальных учебных планов обеспечивающих освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (пункт 28 статьи 2 Закона № 273-ФЗ)
*Реализация образовательных онлайн-платформ, в том числе "Проектория", "Сириус. Онлайн", и аналогичных платформ, направленных на раннюю профессиональную ориентацию обучающихся, - информационные ресурсы, предоставляющие образовательный контент по программам дополнительного образования детей, профессиональной навигации для старшеклассников, направленный на профессиональную ориентацию детей, навигацию по существующим профессиям, вовлечение детей в решение проектных задач
************************
В своих следующих статьях я планирую все эти мероприятия, особенно те, что касаются урочной и внеурочной учебной деятельности представлять более подробно и с учётом реализации нового образовательного результата. СПАСИБО. Продолжение следует
Напишите, пожалуйста, в отзывах, насколько близка вам эта тематика
Выкладывайте фото. Спасибо!
Спасибо за лайк! ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ