Если вы думаете, что проекты гигантских танков рождались только у немецких гениев, то вы ошибаетесь. Сегодня пойдёт речь о монструозном проекте «танка-крейсера» за авторством инженер-подполковника Осокина. Как ему пришла в голову подобная идея и почему от неё отказались?
По известным данным инженер-подполковник Осокин в первые выступил со своим предложением летом 1942 года. Изобретатель ознакомил со своим проектом ряд своих начальников и на удивление предложение было в целом одобрено и был сделан ряд замечаний. Осокин договорился с полковником Евдокимовым о том, что тот расскажет в Москве о проекте, но Евдокимов не стал докладывать, и тогда уже сам Осокин решил отправить письмо. Что же представлял из себя танк?
Танк должен был иметь сочленённую схему и собираться из ряда отдельных модулей. В передней и задней частях крейсера предусматривалось размещение 4 модулей, отвечавших за подвижность. Каждый из них фактически представлял из себя самостоятельный средний танк с собственной силовой установкой, броневым корпусом и ходовой частью. Внешне такие изделия должны были походить на серийные Т-34 и вероятно оснащаться схожим корпусом. Между двумя ходовыми модулями одного борта предлагалось размещать дополнительный корпус значительной длинны.
С другими корпусами его следовало соединить при помощи шарнирных устройств. Корпусы танка крейсера предлагалось оснащать собственными двигателями. Это должны были быть авиационный дизели М-30 или М-40, что позволяло получить суммарную мощность машины на уровне 6000 лошадиных сил. Все 4 двигателя предлагалось соединять с механической трансмиссией. Корпус с Т-34 должен был комплектоваться штатной башней с вооружением, таким образом, по углам крейсера находилось 4 полноповоротные башни с 76-мм орудиями и пулемётами. Центральный корпус отличался большой длинной и усиленной защитой.
Отдельные броневые листы основного корпуса должны были иметь толщину 125 мм. Такой корпус имел наклонные лобовые листы, вертикальные борта и горизонтальную крышу. В передней части центрального корпуса предлагалось поместить рабочие места двух членов экипажа. Один мог следить за дорогой и обстановкой, а второй являлся стрелком. За ними находился погон для крупной башни с двумя орудиями калибром 152-мм. В центральном отсеке корпуса хранился боекомплект, за ним предлагалось обустроить открытую площадку для большого зенитного орудия, а в корме корпуса конструктор разместил башню с парой зениток.
По расчётам инженер-подполковника Осокина, танк-крейсер перевозил огромный боекомплект, который обеспечивался наличием огромного количества свободного пространства. Экипаж танка составлял 30 человек, также на крейсере можно было перевозить 50 человек десанта. Максимальная скорость 36-40 км/ч, а запас хода 600 км.
Планы были грандиозными, но Осокин получил ответ, в котором говорилось о том, что подобное соединение нескольких танков не может дать каких-либо преимуществ в боевых операциях и при этом обладает существенными недостатками. Среди этих недостатков можно отметить громоздкость и малую манёвренность, большую уязвимость от огня противника, недостаточное бронирование, невозможность перевозки танка без его разборки по железной дороге и пропуска его по мостам.
И действительно, собрать без кранового оборудования подобный танк не представлялось возможным, любая река становилась для танка серьёзным препятствием, а удачное попадание бомбы или снаряда выводило бы гиганта из строя. Поэтому на такой печальной ноте проект закрыли и отправили в архив.
Источник:
1) ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11350, дело №1356, стр.4-6
Другие интересные статьи:
Зачем был создан самый бесполезный и уродливый танк Второй мировой войны (нажмите)
Стеклянная мина Glasmine 43 – самая подлая немецкая мина (нажмите)
Спасибо за внимание! Не забывайте ставить палец вверх и подписываться на канал!