Найти тему

Политика во время пандемии

Обращение к гражданам России. Источник: Kremlin.ru
Обращение к гражданам России. Источник: Kremlin.ru

Судя по тому, как Путин гнал с переменами в Конституции, какой темп взял, как неожиданно раз за разом выступал, скорость процесса для него имела значение. Она позволяла идти впереди событий, чтобы никто не успел вмешаться. Он хотел упаковать весь процесс до 9 мая и к юбилею Победы прийти победителем с новой Конституцией и возможностью собственной вечной власти в руках. Но биология вмешалась в его политические планы.

Планы президента совпали с приходом эпидемии в Европу, а вместе с ней в Россию. Теперь решение Путина остаться неизбежно будут оценивать в свете того, как он справится с эпидемией. Если справится плохо – у граждан возникнет вопрос, зачем поддерживать вечное правление лидера, который не остановил распространение болезни и недостаточно помог населению выжить в тяжелые времена. Об этом подробнее – в недавней статье главного редактора Carnegie.ru Александра Баунова.

Для того чтобы успокоить общество 25 марта Путин выступил с пакет дополнительных мер по стабилизации экономики. Выступление не было тревожным. Ну вроде эпидемия, надо что-то делать, все делают, ничего не делать неудобно. Выглядит так, что Путин не очень боится заразы и верит в свою удачу.

Социальные меры не выглядят слишком социалистическими, когда такие столпы экономического либерализма как Англия и Америка раздают деньги и обсуждают гарантированный доход. В свою очередь некоторые меры, принятые в России, напрямую не связаны с эпидемией. Финансист Антон Табах объясняет, что разворачивающийся кризис заставит власти сконцентрироваться на более острых проблемах и отложить до лучших времен все, что может быть отложено.

К тому же ситуация в России отличается от европейской. К общему шоку от коронавируса тут прибавляется удар от падения цен на нефть. И люди здесь беднее и без особенных сбережений, остановка экономики убьет их почище вируса.

В то же время происходящее в Европе ужасает. Франция по количеству зараженных сейчас почти догоняет Иран. Сергей Михайлов из Парижа пишет, что несмотря на бушующую вокруг эпидемию, Франция провела муниципальные выборы – это ускорило распространение вируса.

Вирус привел к шоку и восточную Европу. На Украине администрация президента Зеленского приняла жесточайшие меры по китайскому примеру. Константин Скоркин видит в этих мерах опасность усиления авторитарного импульса в украинском обществе. Влияние силовиков теперь вырастет, а значит, и бывших элит, таких как министра внутренних дел Арсена Авакова.

Ситуация с коронавирусом продемонстрировала и то, как мало доверия осталось и в отношениях Минска и Москвы. Союзная логика принятия решений больше не работает. Стороны не просто ставят во главу угла свой национальный интерес, но и все чаще видят друг в друге проблему, влияние которой надо свести к минимуму, из Белоруссии пишет Артем Шрайбман.

Также на Carnegie.ru: Андрей Ланьков о коронавирусе в Северной Корее; Анастасия Дагаева о том, как коронавирус ударит по авиаиндустрии; Татьяна Становая о том, знал ли Путин заранее о конечном пункте собственной реформы; Максим Сучков о том, почему Россия и Турция так легко ссорятся и мирятся; и поэт Дмитрий Воденников на смерть Эдуарда Лимонова.