Найти тему
Шкатулка аудиофила

Как мы здесь оказались? Adult contemporary, kitsch pop и банджо

http://t.me/audiophilebox

В этой подборке мы окунемся в атмосферу неонуара, услышим, как звучит банджо, и попробуем очнуться, осознав, как мы здесь оказались.

1. Soundtrack

Откроем сборник саундтреком к киберпанк-неонуару Ридли Скотта Бегущий по лезвию (1982) по роману Филипа Дика Мечтают ли андроиды об электроовцах? (1968), одну из композиций которого мы слышали в подборке #сборник48.

Официальный релиз саундтрека откладывался более десяти лет и был выпущен в 1994-м году, просуществовав с 1982-го года только в исполнении New American Orchestra, от которого отреклись как автор музыки - греческий композитор Vanglis, так и сам режиссёр.

В сопроводительном буклете к вышедшему альбому был дан комментарий композитора:

Большая часть музыки, содержащейся в этом альбоме, основана на записях, которые я сделал в Лондоне в 1982 году, работая над партитурой для фильма Бегущий по лезвию. Оказавшись неспособным выпустить эти записи в то время, я с большим удовольствием могу сделать это сейчас. Некоторые из содержащихся произведений будут вам известны из оригинального саундтрека к фильму, в то время как другие появляются впервые. Оглядываясь назад на мощные и запоминающиеся картины Ридли Скотта, я остался таким же вдохновленным, как и раньше, и сделал сборку этой музыки сегодня приятным опытом.

Прослушаем композицию Love Theme (1982), партию саксофона в которой исполнил британский джазовый музыкант Dick Morrissey.

Vangelis - Love Theme (1982)

-2

2. Soundtrack

Далее саундтрек к неонуар детективу и фильму ужасов Сердце Ангела (1987) режиссёра Алана Паркера, снятому по роману Уильяма Юртсберга Падший ангел (1978). Саундтрек написал южноафриканский композитор и дирижёр Trevor Jones, известный автор музыки к популярным кинофильмам. Изучая джаз, поп, рок, фолк, этническую, электронную музыку и авангард XX века в Йоркском университете, он получил степени бакалавра с отличием и магистра.

Являясь автором более ста произведений для кино и телевидения, Trevor cсотрудничал с David Bowie, Sting, U2, Sinéad O'Connor, Elvis Costello и другими музыкантами. Окунемся в атмосферу неонуара вместе с Trevor Jones - Girl of My Dreams, Bloodmare, Johnny Favourite (1987)

3. Old Tunes

Далее американский певец, игрок на банджо и гитарист Roscoe Holcomb. Большую часть своей жизни, работая шахтером, строительным рабочим и фермером, Холкомб не записывался вплоть до 1958 года. С этого периода, благодаря возрождению фолк-музыки в 1960-х, началась его успешная карьера в качестве профессионального музыканта.

Репертуар Холкомба включал старинную музыку, гимны, традиционную музыку и блюзовые баллады. В дополнение к игре на банджо и гитаре он играл на губной гармошке и скрипке. Выдающийся деятель аппалачской народной музыки, Холкомб был вдохновлен стилем high, lonesome sound, придуманным его другом и фолк-музыкантом - John Cohen. Термин high, lonesome sound сейчас используется для описания жанра американской музыки кантри - блюграсс, хотя, строго говоря, Holcomb не был исполнителем блюграсса.

Roscoe Holcomb - I Wish I Were A Single Girl Again (1970)

4. Стол заказов

На очереди французский композитор, аранжировщик и дирижёр Franck Pourcel, известный у нас на родине композицией Little Man (1966), звучавшей в фильме Влюблённые (1969) и в мультсериале Ну, погоди! (выпуск 9) (1976), а также знаменитый мелодией Manchester et Liverpool (1966), которая использовалась в качестве музыкального фона ежедневного выпуска Прогноза погоды на телевидении.

Родители назвали будущего оркестранта в честь французского композитора и органиста XIX века Сезара Франка и с ранних лет обучали музыке. Став выпускником Марсельской консерватории, Франк получил музыкальное образование по классу скрипки, что во многом предопределило направление его творчества. Пурсель был первым во Франции, кто начал создавать аранжировки популярных мелодий, став впоследствии духовным отцом французской легенды XX века — Paul Mauriat. Из воспоминаний Мориа:

Франк Пурсель стал основателем целого направления в инструментальной музыке. Он придумал и воплотил в жизнь идею французского струнного оркестра, которая впоследствии обрела немало последователей. В те времена уже работали большие инструментальные коллективы в Америке (оркестры Перси Фейта, Мантовани, Андре Косталинца). Однако именно Франк Пурсель сумел найти уникальное сочетание струнных инструментов, подобрать некий «особый ключ» к аранжировке уже известных мелодий, и раскрыть столь неожиданные грани, о которых возможно, не задумывался и сам автор. Скрипки всегда были главными «певцами» его оркестра. Именно они, по глубокому убеждению самого маэстро, были призваны наиболее тонко и гармонично раскрыть палитру музыкального произведения, и тем самым заставить зазвучать уже совсем другие струны, спрятанные в душах слушателей...

Franck Pourcel - Go Away Little Girl (1963)

5. Copy Paste

Далее американский певец, автор песен и актёр Neil Diamond, занимающий по данным на 2002 год третье место после Elton John и Barbra Streisand в списке самых успешных исполнителей категории Adult contemporary в истории журнала Billboard.

Получив на свой шестнадцатый день рождения в подарок гитару, Нил полностью изменил жизнь — он начал брать уроки игры, писать песни и заниматься одной только музыкой. Вскоре Даймонд написал свою первую песню Hear Them Bells (1958) и посвятил её любимой девушке. Настоящий успех пришёл к музыканту в 1967 году, когда написанная им песня I’m a Believer (1966) в исполнении The Monkees стала бестселлером, проведя семь недель на вершине национальных чартов продаж. Особенным успехом пользовалась и вдохновлённая дочерью президента Каролиной Кеннеди песня Sweet Caroline (1972), которую включили в свой репертуар такие величины, как Элвис Пресли, Фрэнк Синатра и Бобби Уомак.

В 80-х годах его карьера, как и многих других авторов-исполнителей рубежа 60-х и 70-х, пошла на спад. Про Нила вспомнили в 1994 году, когда кавер-версия его хита Girl, You'll Be a Woman Soon (1967) в исполнении Urge Overkill прозвучала в фильме Криминальное чтиво (1994) режиссёра Квентина Тарантино. Картина имела большой успех у публики и считается важной вехой в истории кинематографа, так как дала толчок развитию независимого американского кино. В 2013 году лента была внесена в Национальный реестр фильмов Америки как имеющая культурное, историческое и эстетическое значение.

Neil Diamond – Girl, You'll Be A Woman Soon (1967)

-3

6. Romantic Melodies

Приходи в мой комикс, девочка,
Приходи пускать пузыри, приходи делать Бух!
Трах! Бах! Тарарах! Шлёп! Вжух!
Ба-Бам! Бум! Бом! Фьюить!

Продолжим с композицией Comic Strip (1968) французского поэта, композитора, автора песен, актёра и кинорежиссёра Сержа Генсбура с альбома, записанного им совместно с актрисой, певицей и моделью Бриджит Бардо.

Разнообразный стиль и индивидуальность Генсбура, чья музыки охватывает диапазон от мамбо до рока, затрудняет его классификацию. Вероятно, лучше всего композицию Comic Strip (1968) можно описать как kitsch pop. В этой причудливой мелодии Серж приглашает Бриджит войти в свой комикс, где он герой, способный совершать необычайные подвиги, к примеру, летать высоко над городом. А Бриджит сопровождает его призыв комическими звуковыми эффектами: «Shebam! Pow! Blop! Wizz!».

Serge Gainsbourg and Brigitte Bardot - Comic Strip (1968)

-4

7. Танцпол

Ты можешь очнуться, поняв, что живёшь в одноэтажной лачуге.
Ты можешь очнуться, поняв, что ты на другом конце земного шара.
Ты можешь очнуться, поняв, что ты за рулём огромного автомобиля.
Ты можешь очнуться, поняв, что живёшь в замечательном доме с красивой женой.
И ты можешь спросить себя:
«Эмм... Как я оказался здесь?»...
И ты можешь спросить себя:
Что же мне с этим делать?
И ты можешь спросить себя:
Где же эта большая машина?
И ты можешь сказать себе:
Это не мой замечательный дом!
И ты можешь сказать себе:
Это не моя красивая жена!

В завершение первопроходцы новой волны - Talking Heads, а также одни из самых влиятельных групп в истории поп-музыки 70-х и 80-х годов. С середины 70-х коллектив являлся частью формировавшейся панк-сцены, наравне с Blondie, Television и Ramones, а с конца десятилетия перешёл на фанк-основу и афробит, популяризировав тем самым «чёрную» музыку среди «белого» американского населения. Talking Heads оказали огромное влияние на будущий инди-рок, колледж-рок, фанк-рок, брит-поп и другие течения альтернативного рока и поп-музыки. Их влияние признавали The Weeknd, Foals, Vampire Weekend, Primus, группа Radiohead, взявшая себе название в честь песни Talking Heads - Radiohead (1986) и многие другие.

Прослушаем песню Однажды в жизни (1980) с их new wave, post-punk, worldbeat, dance-rock и art pop альбома Remain in Light (1980), продюсером и автором которого выступил Brian Eno, сотрудничавший к тому времени с группой на протяжении длительного времени. Со слов музыкантов, чтобы написать текст, основатель коллектива, вокалист и автор песен David Byrne «пропал на два месяца». А во время записи он импровизировал, словно читал проповедь в церкви о жизни в красивом доме с красивой женой и большим автомобилем.

Музыкальный журналист Malcolm Jack из The Guardian предположил, что песня – это «арт-поп-размышление о существующей бомбе замедленного действия безудержного потребления и приближающегося возраста». По словам критика портала AllMusic Steve Huey, в песне идет речь о «тяжелой работе для соответствия социальным ожиданиям и погоне за общественно одобряемыми трофеями (большой автомобиль, красивый дом, красивая жена)». Хотя у певца имеются эти трофеи, он задается вопросом, являются ли они реальными и как он их приобрел, налицо что-то вроде экзистенциального кризиса. Сам Бирн отрицал, что лирика повествует о жажде наживы яппи, и говорил, что песня скорее о бессознательном:

Мы работаем в полусне или на автопилоте и в конечном итоге, с домом, семьей, работой и всем остальным мы на самом деле не останавливаемся, чтобы спросить себя: «Как я оказался здесь?»

Talking Heads – Once In A Lifetime (1980)

-5

Смахните пыль с души вместе с @AudiophileBox!

-6