Найти тему

Илон Маск — великий или ужасный?

Оглавление
Картинка с сайта http://otbornosti.ru — Как начать зарабатывать с нуля
Картинка с сайта http://otbornosti.ru — Как начать зарабатывать с нуля

Давайте прямо с самого начала скажем, что Илон Маск личность незаурядная, харизматичная и талантами, безусловно, обладающая. Но я не про его видимую часть — яркую, пенную, выпирающую, а про другую ипостась, которая описывается просто фактами и цифрами.

Поэтому давайте перечислим его самые известные проекты и посмотрим, что из них получилось или не получилось, что и в каком состоянии пребывает на настоящий момент, и всё ли достоверно преподносится и разносится по миру.

Я не буду приводить подробные выкладки с обилием цифр и с историческими экскурсами, поскольку это уже сделано другими компетентными авторами подробно и основательно.

Я лишь изложу факты кратко, тезисно, как доказанные, а если у кого-то возникнут сомнения в их достоверности и доказанности, тот сможет детальные разборы найти в сети.

Илон Маск придумал и разработал PayPal.

Ну, это совсем выдумка, которую легко опровергнуть фактами в хронологическом порядке. PayPal был создан в 1999 году, как внутренний сервис компании Confinity (дата образования 1998 год), которая к этому моменту получила деньги от жирного инвестора.

И начала скупать мелкие стартапы пачками, чтобы выудить из этих пачек что-нибудь ценное (обычная практика, когда привалили средства). Среди этих стартапов была и убыточная компания Маска — X.com. Его самого берут в долю и поручают заниматься маркетингом и рекламой. К техническим разработкам Маск не имеет никакого отношения, а его компанию X.com задвигают в небытие за ненадобностью.

Когда PayPal сильно поднялся, его купил eBay за полтора миллиарда долларов, и Маск решил продать свою долю, как раз на волне популярности доткомов. Продал удачно, ничего не скажешь. Всё, больше тут добавить нечего, достижения на этом заканчиваются.

Проект Солнечная Крыша (Solar Roof)

В 2006 году вместе с кузенами Маск запустил проект по производству солнечных панелей СолнечныйГород (SolarCity), который к 2016 году оставался глубоко убыточным и надвигалась проблема банкротства. Надо было спасать свои деньги и деньги родственников.

Решили, что нужно присоединить SolarCity к Тесла, которая в тот момент была на подъёме и имела потенциал доверия от инвесторов. Но инвесторов нужно было убедить в том, что это слияние принесет в ближайшем будущем сказочное увеличение прибыли, поскольку Тесла знает, как грамотно применить технологии SolarCity на радость всем. Эту идею нужно было презентовать.

И он эту презентацию он провел, — где бы Вы думали? — в Голливуде, на съёмочной площадке кинокомпании Юнивёрсал. Символично, не правда ли? За спиной Маска стояли дома, которые, по его словам, были покрыты солнечными панелями в виде черепицы. "Вы их (солнечные батареи) не видите, но они там есть, уж будьте уверены. Это и есть прорыв, это наш новый проект Solar Roof!" — сообщил собравшимся гениальный Илон.

Картинки из интернета в свободном доступе
Картинки из интернета в свободном доступе

Всё прошло успешно, инвесторы умилились и взбодрились, одобрили сделку и стали ждать обещанных прибылей. Напрасно. Выяснилось, что дома были бутафорскими, никаких солнечных панелей в виде черепицы не существует, по сути был представлен дизайнерский (ни разу не технологичный) проект с туманными перспективами.

Плюс там было столько технических проблем для реализации "черепичных панелей", что по сей день, как такового производства не существует. В неделю компания может произвести комплектов на 5-6 домов по цене около 100 тысяч долларов — безумная цена!

Кстати, сам завод (используется лишь малая часть площадей, остальное не задействовано — нечем задействовать), расположенный в Баффало, питается от традиционных источников питания.

КПД у панелей низкий (не выше, чем у конкурентов), хранение избыточной электроэнергии на литий-ионных батареях — решение обычное, громоздкое и дорогое, потому что литий-ионные аккумуляторы имею ограниченный срок службы, а их утилизация — та ещё забота.

В общем, очередной убыточный проект в стадии "вот ещё чуть-чуть, и всё будет". Я написал об этом проекте в общих чертах, как это и было анонсировано в начале статьи — это выжимка. Подробностей очень много и по технической, и по организационной, и по финансовой частям: статьи в американской прессе, мнения сотрудников и мнения экспертов. Поиск не составит труда, если охота вникнуть самостоятельно.

Hyperloop — помпезный проект поезда будущего.

Тут будет совсем просто. В этом проекте столько несуразиц, что в голове не укладывается, как это вообще может называться проектом. Идея: внутри герметичной трубы, стоящей на опорах, в форвакууме (это почти вакуум) движется капсула вместимостью до 20 человек (ну или груз сравнимый по весу) со скоростью около 1200 км/ч. Двигатель: компрессор или линейный электродвигатель. Источник энергии: аккумуляторы или солнечные панели вдоль трассы.

Картинки из интернета в свободном доступе
Картинки из интернета в свободном доступе

Речь не об аттракционе (из пункта А в пункт В по прямой), а о транспортной системе. Поэтому вопрос: как делать ответвления?

Как учесть температурные деформации, чтобы не нарушить герметичность, радиусы кривых путевых конструкций? Там же допуски мизерные внутри этой трубы, да ещё на такой скорости.

Как подводить энергию к капсуле, которая должна двигаться со скоростью 1200 км/ч?

Нужны шлюзы для выхода из капсулы, находящейся в безвоздушном пространстве. А это сильно повлияет на среднюю скорость — процедура со шлюзами видится не быстрой. Нет решения.

Нужна запредельная точность при расчётах кривизны трубы (по вертикали и по горизонтали), чтобы капсула не вылетела за пределы радиуса при такой бешеной скорости. Геопозиционирование такой точности не даёт.

Как эвакуировать людей посреди маршрута, в случает чего?

Всё, безответных вопросов уже и так достаточно, чтобы понять насколько нелепо выглядит придумка, именуемая проектом, да ещё на которую выделены деньги.

И это я перечислил только те проблемы, которые, как дилетант, хоть как-то могу понять и изложить. А есть и более серьёзный инженерный, финансовый и инфраструктурный анализ этой дурацкой затеи — там тоже разгромная критика.

SpaceX

Тут сложнее. Есть очевидные успехи, есть достижение заявленных целей, чего не наблюдалось в других проектах. Но вот какой ценой? Нет прямых данных, а по косвенным (и из соображений простой логики и здравого смысла) выходит, что Маск и его SpaceX работают на американское правительство и Пентагон.

Вся другие проекты Маска очень наглядно продемонстрировали его таланты и коммерческие успехи. Успехов нет (личное благополучие не в счёт), а таланты есть — как у Остапа Бендера, который заворожил благодарную публику проектом Нью Васюки.

Ну ведь тоже самое, согласитесь! Совершенно удивительным образом ему удаётся водить за нос огромное количество людей, причём искушённых, а те как зомби не видят очевидных провалов. Что-то в этом сеансе зомбирования вызывает недоумение...

Я прочитал много материалов на тему SpaceX, и мне кажется здравой и достоверной мысль о том, что частная компания не в состоянии осилить такой проект. Можно приводить много разных доводов, но они теряют всякий смысл, когда тебе однозначно говорят опытные эксперты: частник не потянет! Вот что тут возразить?

Да, такое мнение высказывают специалисты-практики, и я с ними соглашаюсь. Что-то подобное я отметил в своей статье про американцев на Луне. Вроде все лунные мифы развеяны, но ответ на один из оставшихся вопросов настолько очевидный, что все мифы хочется вернуть назад, поскольку их разоблачение начинает казаться ничтожным.

Думаю, что Маска использовали, как гениального пиарщика и мастера ярких и эпатажных кампаний. Его участие в космической программе ограничивается именно этой ролью (как и в компании PayPal), а рулят там дядьки посерьёзней.

Вот простой факт: в 2006-07 годах из NASA уволились 900 человек и через короткое время приблизительно столько же влились в штат SpaceX. Думаете, совпадение? А потом начались технические прорывы и посыпались контракты на пуски. На май 2012 года SpaceX имела 40 предоплаченных контрактов от NASA. Видимо, опять совпадение.

Tesla

Машина красивая, но компания хронически убыточна с первого дня своего существования, и ситуация лучше не становится. Всё.

Спасибо за внимание к моей статье. Буду благодарен за лайки и комментарии, если статья понравилась.

👍 — это лайк, он хороший, он внизу 👇, жмите! ему понравится!
✍ — там же 👇 можно написать комментарий, и это будет круто!