По понятным причинам, мы не можем показать лицо нашего собеседника. Автор настоящей статьи и ее главный герой — давние друзья, поэтому рассказ будет максимально откровенным.
1. Нариман, расскажи, как ты стал коллектором?
Со мной вышло так же, как и с большинством, кто стал однажды коллектором — просто не было другой работы. В Москву я приехал в 2014 году. Тогда, как и сейчас, работу без опыта и мало-мальского образования найти было сложно. Можно было пойти в магазин охранником, но существовать в столице на копейки не хотелось.
На сайтах объявлений о работе было много предложений от коллекторских фирм. Опыт работы не требовался, а заработная плата достигала 100 тыс рублей и больше. Скажу сразу, тогда о коллекторах практически ничего не знали, поэтому я долго не думал, и позвонил. Пригласили на собеседование. Взяли почти сразу, без всякого испытательного срока.
2. Почему тебе так быстро дали эту работу, еще и с такой зарплатой?
Им всегда (и сейчас) нужны крепкие ребята для работы с выездным сбором задолженности. Если ты спортивного телосложения, кавказской национальности, умеешь говорить по-русски — добро пожаловать в клуб. Возьмут не раздумывая.
На счет заработной платы: потолка как такового нет. Оклад у меня в первое время был 22 тыс рублей. Все остальное — проценты от взысканных долгов.
3. И сколько у тебя выходило в среднем в месяц?
Первые 3-5 месяцев ты сидишь на голом окладе, а это нелегко. Но ты работаешь, и одна встреча с должником по-любому производит на него психологическое воздействие. Это уже полдела. Потом, где-то с месяца 6-7, точно не помню, "капнули" первые проценты. Так постепенно и влился в это дело. В среднем выходило 75-100 тыс рублей, что для 2015 года в столице было очень даже неплохо.
4. Нариман, скажи честно, тебе нравилась эта работа? Ведь наверняка приходилось давить на людей, которые находятся в сложном финансовом положении?
Такая работа не может нравиться человеку со здоровой психикой. Сюда никто не идет целенаправленно. Это как запасной аэродром для тех, у кого не остается вариантов. На работу выходил как на войну, конечно, и я не преувеличиваю ни на грамм.
Чтобы ты знал: выездное взыскание — крайняя мера, до которой должника донимают звонками, письмами и сообщениями в соцсетях. Если человек не платит, за работу берется выездная группа. Естественно, что в большинстве случаев у должника попросту не было денег, чтобы платить по счетам. И моя прямая обязанность заключалась в том, чтобы вынудить человека искать варианты.
5. Ты сказал "выездная группа". Что это такое?
Ну, на самом деле, группа ограничивается только мной и моим напарником. По регламенту в нашей компании "выездники" работали по двое, а то и по трое, если случай был особенным. Произойти могло все, что угодно, поэтому страховка никогда не мешала.
6. Неужели работать коллектором настолько опасно? Ведь вы же не требовали ничего лишнего, только вернуть долг банку или МФО. Или я чего-то недопонимаю?
Нет, ты все правильно понимаешь. "Белая" компания не может работать, применяя незаконные методы. Тем более, 90% агентских договоров наша компания заключала с одним достаточно крупным российским банком.
Не могу сказать, что это опасная работа. Просто никогда не знаешь, кто тебе сейчас откроет дверь. Прежде чем выехать на адрес, мы некоторое время работаем с клиентом: собираем полное досье о нем. Но, конечно, готовым к не самому хорошему развитию событий надо быть всегда.
7. В твоей практике были случаи, которые запомнились особенно?
Всякое случалось. За 3 года в меня никто не стрелял, не пытался ударить ножом или взорвать мою машину. Никто за мной не следил, и не пытался украсть моих детей, которых у меня тогда не было (смеется). Повезло, может, не знаю.
8. Неужели все было настолько однотипно?
Один случай, кстати, запомнился особенно. Однажды мы приехали на адрес, поднялись на этаж, позвонили в дверь. Никакой реакции. Звоним еще раз — опять тишина. Мне сразу бросилась в глаза дверь: старая и обшарпанная, хотя на человеке "висел" достаточно большой долг.
Если в течение 2-3 минут никто не открывает, по инструкции мы должны под дверь засунуть "письмо счастья". Мой напарник пытается засунуть конверт под дверной косяк, как дверь резко открывается, сбивая его с ног, и из квартиры буквально выскакивает бабка, держа в руках что-то похожее на большую скалку.
Она кричала что-то типа: а ну пошли отсюда….чтобы вы сдохли...чтобы все электрики сдохли как собаки". Конечно, одновременно с этим она пыталась каждого из нас ударить своей дубиной. Мне досталось в левое плечо, причем неплохо.
9. А почему "электрики"? Вы же не электрики ни разу?
(Смеется). Поначалу мы так и не поняли, да и время на раздумья не было. Нам пришлось срочно "свалить", так как шум никому был не нужен. Как оказалось, мы ошиблись подъездом (ох уж эти московские дворы). У женщины был большой долг за ЖКХ, вот ее и донимали эти самые "электрики". Наверное, они ей сильно надоели, раз надумала броситься на них с дубиной.
10. Спасибо, Нариман, за твой рассказ. Почему ты уволился из коллекторского агентства?
Главная причина — о коллекторах стали говорить и писать буквально на каждом шагу. Потом, насколько я знаю, их достаточно жестко ограничили в правах, но этого момента я уже не застал, так как вернулся в Дагестан.