Найти в Дзене
POSTBENUA

Я один сквозь мелодию слышу звук выстрела? («Фальшивая нота», Театр Вахтангова)

Сайты с подборками спектаклей включили «Фальшивую ноту» в список must see сезона сразу, как о постановке появилась информация. Шутка ли - Туминас вернулся!

Причем вернулся не просто так, с новейшей пьесой Дидье Карона, написанной в прошлом году.

На сцене снова мрачно и холодно. В первые десять минут можно просто наслаждаться сценографией: пол оркестровой ямы, поднятый над актерами, искаженный в плоскости и как бы давящий на них. Символично.

К дирижеру (Алексей Гуськов) приходит поклонник (Геннадий Хазанов). Из их полуторачасового диалога медленно, поступательно (ну когда Туминас куда-то торопился, в самом деле) выкристаллизовывается жуткая история. Можно ли простить себе ошибку молодости? Можно ли простить ошибку молодости другому, если она исковеркала всю твою жизнь?

В спектакле нет переломного момента, из-за этого он становится еще более жутким. Повествование постепенно закручивается, затягивает как омут и ты, убаюканный невидимым снегом Туминаса, уже не можешь просто так вынырнуть. И погружаешься, погружаешься в эту ледяную историю. В зале тепло, но ты ежишься. Это ли не попадание в десятку?

Вся пьеса – многомерна. Заканчивается она рассуждениями о боге. Человек - автор своей судьбы или избран богом для выполнения какой-то миссии? Четкого ответа на это нет. Весь спектакль дуалистичен: жертва-палач, обвиняемый-прокурор, звезда-поклонник, еврей-немец, человек-инструмент и человек-творец. Две стороны жизни, которые метафизически переплетаются и борются, отступая и наступая.

Спектакль получился невероятно гармоничным, о силе и бессилии, о совести и ярости.

-2

Сложно что-то говорить об актерской игре, когда играют Гуськов и Хазанов. Если абстрагироваться от вкусовщины, то оба они - невообразимо превосходны в своих образах. Оба они проходят метаморфозы, оба являют очень ярких персонажей. «Идите нахер» - отчетливо просит изысканный и манерный дирижер. Медленно и рассудительно вынимает пистолет человек, который до этого трясся перед кумиром и не мог найти авторучку для забора автографа.

Кстати, пьеса очень ассоциативна с «Косметикой врага» Амели Нотомб, спектаклем, который поразил меня в юности. Чтобы вы почувствовали то же, что и я, прикреплю ссылку на него, посмотрите перед походом на «Ноту».

-3

Второй спектакль, который пришел мне на ум во время просмотра - многострадальная опера «Пассажирка». Насколько уныло и высосано из пальца выглядит ее сюжет и насколько чудовищно-правдиво выглядит сюжет «Ноты». Сходства минимальны, а различия слишком важны, чтобы я об этом не сказала.

Вахтанговский театр опять победил всех.

Нина Бенуа

#театроscope