Camry — негаснущая японская звезда на небе российского автомобильного рынка. Ни один из кризисов не смог подкосить продажи этой королевы бизнес-класса. Она колосс ликвидности и всегда в цене. А в плане надежности ее единственный конкурент — автомат Калашникова. Все ли мифы про Camry правда?
Отсталая в техническом плане. И миф, и правда
Camry действительно довольно консервативный автомобиль в техническом плане. Передний привод, поперечно расположенные атмосферные моторы, простые гидромеханические «автоматы», подвески на стойках МакФерсон спереди и сзади — технический рецепт прост, незатейлив и одинаков для седанов поколений XV40 и XV50. Но это в России. На других рынках были гибридные версии с моторами, работающими по циклу Аткинсона, двигатели с непосредственным впрыском (на XV50) и полноприводные версии XV40. В общем, степень тойотовского консерватизма четко рассчитана и напрямую зависит от рынка.
Упрекнуть в отсталости текущую Camry, в основе которой полностью новая модульная платформа, еще сложнее. В конструкции кузова нашли широкое применение высокопрочные и сверхвысокопрочные стали. Пока не у нас, но есть полный привод. Наконец-то появилась задняя многорычажная подвеска и современный 8-ступенчатый «автомат» (правда, только у V6 3.5). Но остальным версиям положены проверенные временем 6-ступенчатые коробки. Никуда не делась и 2,5-литровая атмосферная «четверка» 2AR-FE, знакомая еще по XV40. Прогресс есть, но умеренный. С учетом того, что по плавности хода последняя Camry (на пассивной подвеске) вполне может поспорить с пневмой у иных дорогих машин, японский седан идет верной дорогой.
Надежность техники преувеличена. Миф
С учетом использования проверенных временем технических решений проблем с эксплуатацией Camry действительно мало. Очень ресурсная и очень комфортная подвеска XV40 и XV50 легко выдерживает даже жесткую эксплуатацию с поездками по грунтовке. Без проблем можно найти Camry c пробегом под 200 000 км в городском режиме, которая сохранила заводскую ходовую, включая амортизаторы. Существенный минус только один — коррозия почти всех элементов подвески, точек ее креплений к кузову и подрамникам плюс повсеместное закисание крепежа.
Двигатели 2,0 1AZ-FE, что ставились на XV50 и на два поколения ее предшественниц, считаются неудачными только на фоне остальных. Тут есть проблема со слабой резьбой болтов ГБЦ в блоке. В остальном — цепи ГРМ служат свыше 250 000 км, вкладыши при условии применения нормального масла — и того больше, износ поршневой группы при таких пробегах, если избегать перегревов, невелик. К «масложору» двигатели склонны только при больших пробегах и неудачном выборе масла. Контрактные агрегаты недороги.
Двигатели серии 2AR-FE (2,5 л, на фото выше) по конструкции схожи с AZ, но лишены проблемы с резьбой болтов ГБЦ в блоке. В целом надежны, хотя и требовательны к качеству топлива моторы 6AR-FSE с системой комбинированного впрыска. Да, они дороже в ремонте, чем их собратья с распределенным впрыском. Есть вопросы к ресурсу помпы, стукам муфт VVT-I, а поршневая склонна к закоксовке на больших пробегах. Но ресурс ГРМ составляет неплохие по нынешним мерками 200 000 км, и в случае чего можно найти бэушный или контрактный мотор за вменяемую сумму.
«Шестерка» 3.5 серии 2GR-FE чувствительна к неисправностям системы охлаждения и хуже переносит перегрев. По сравнению с рядными «четверками» тут более сложная система питания, сложнее впуск, выше нагрузка на бензонасос. Но при нормальной эксплуатации этот двигатель сломать сложно.
6-ступенчатые «автоматы» Aisin U660E/U760E/U761E не вечны, но надежнее аналогов от конкурентов. Той же ZF 6HP, например. Главное — забыть про гонки и вовремя менять масло.
Дорогое обслуживание. Правда
Заезжать на ТО каждые 10 000 км наверняка выходит накладно. Посчитаем, сколько потратят только на регламентное обслуживание, проехав 90 000 км, владельцы Camry 2.5, Mazda 6 2.5, Volkswagen Passat B8 1.4 и Kia Optima 2.4. Владелец Mazda 6 2.5, проехав 90 000 км, посетит дилера шесть раз (ТО каждые 15 000 км) и потратит порядка 87 000 рублей. Сравнимую сумму за шесть посещений сервиса оставит в кассе дилера хозяин Passat B8 1.4. Владелец Kia Optima 2.4 заплатит больше. Шесть ТО ему обойдутся почти в 140 000 рублей. Но Camry впереди. Девять ТО у официального дилера без всяких дополнительных услуг обойдутся хозяину Тойоты примерно в 150 000 рублей.
Короткий межсервисный интервал — лишняя мера. Миф
Зачем надежному автомобилю заезжать на сервис каждые 10 000 км? Просто в плане периодичности обслуживания японцы не идут на поводу у экологов и маркетологов и обязывают владельцев раз в 10 000 менять масло в двигателе, фильтры и другие расходники. Такого мнения придерживается не только Toyota. Аналогичный регламент ТО для России (этот параметр меняется в зависимости от региона эксплуатации) выбрали в Citroen. Для бензиновых Jaguar и Land Rover межсервисный пробег составляет 12 000 км. В турбомоторах Kia масло меняется через 7000-8000 км. Кстати, многие владельцы янгтаймеров предпочитают обслуживать свои сокровища раз в 10 000 км, а то и чаще. Аналогично поступают и те автовладельцы, кто покупает машину не на «пару лет покататься, а остальное — проблемы следующего владельца», а подходит к ее обслуживанию и эксплуатации со всей серьезностью.
Может, пресловутая надежность Тойоты, и особенно Камри, и есть следствие такого частого обслуживания? Если бы это было так, то после окончания гарантии японские седаны не вылезали бы из сервиса. Немногие владельцы после расставания с дилером соблюдают дилерские интервалы обслуживания. Многие только того и ждут, чтобы начать делать ТО каждые 15 000 км, как все нормальные люди. А некоторые и вовсе начинают обслуживать автомобиль по симптомам, а не по пробегу. Несмотря на такое варварство, сыпаться «японки» не начинают. Camry упрекают во многом, но только не в ненадежности узлов и агрегатов. Моторы, коробки и подвеска у нее, независимо от поколения и года выпуска, доставляют минимум хлопот. Правда, это не значит, что вспоминать дорогу в сервис нужно только в случае поломок.
Плохое ЛКП. Правда
Качество окраса у двух предпоследних версий Camry (XV40 и XV50) далеко от идеала. Слой краски тонкий, ЛКП легко затирается и страдает от многочисленных сколов и потертостей. Множество перекрасов, даже если речь о свежих экземплярах — скорее правило, чем исключение. Лучший вариант как можно дольше любоваться ухоженным кузовом Camry — после обновления ЛКП покрыть его керамикой или закатать в бронепленку.
Есть вопросы и к уровню антикоррозийной защиты. Причем много их к седанам прошлого поколения. Качество металла и обработки швов у XV50 очень невысокое. Хуже всего обстоят дела у дорестайлинговых экземпляров, особенно у белых автомобилей, которые имели самый тонкий слой ЛКП. В самом запущенном случае даже небитая машина может иметь коррозию на крышке, проемах и поле багажника, завальцовках дверей, на днище, в колесных арках, а также на элементах подвески и подрамнике. Плюс ржавая передняя кромка капота и крыши. Пусть не до дыр, но вид у седана будет совсем не императорский. Ситуация после рестайлинга у XV50 поменялась, но незначительно.
Угоняема. Правда
В 2018 году Camry входила в печальный Топ-3 самых угоняемых иномарок в России. Согласно данным ГИБДД, в тот период своих машин лишились 695 владельцев. В 2019 году ситуация стала хуже — рост на 12% и 778 угонов. Вроде не так и много в сравнении, скажем, с Hyundai Solaris и Kia Rio, которых в год угоняют почти по 1200 штук каждый. Но, например, Kia Optima воруют в 3,5 раза меньше, чем Camry. Показатели же других представителей сегментов D и Е на фоне японского седана совсем скромные: «пятерка» BMW (114 шт.), Mercedes Е-класса (136 шт.), Mazda 6 (114 шт.). Удивительнее то, что по итогу Camry — самая угоняемая Тойота. Далеко позади не только RAV4 (345 шт.) и Сorolla (275 шт.), но и Land Cruiser 200 (275 шт.) вместе с Prado (163 шт.). На порядок отстает даже Lexus. В прошлом году своих LX лишились 158 владельцев. Кроссоверов RX угнали 122 штуки.
Самая дорогая страховка в классе. Правда
Посчитаем страховку для среднестатического владельца Camry. Это мужчина 36 лет, с женой, детьми и стажем вождения более десяти лет. Допустим, он купил машину своей мечты — седан с 2,5-литровым двигателем в комплектации «Элеганс Safety» (от 1 997 000 рублей по официальному прайсу). Платил наличными. Зная об угоняемости, установил противоугонный комплекс и планирует ночью хранить свое четырехколесное сокровище на охраняемой парковке.
Тариф для самых экономных — страховка только от угона и гибели обойдется почти в 60 000 рублей. В остальных случаях, если не брать франшизу, то нужно готовить как минимум в два раза больше. Примерно во столько же нашему виртуальному покупателю/страхователю обойдется страховка на Mercedes-Benz E 220d 4MATIC Exclusive, который стоит от 3 980 000 рублей. А если вместо Camry взять Kia Optima, то только на страховке есть шанс сэкономить как минимум 30%. Приобрести каско на корейский седан можно примерно за 80 000 рублей.
Почетный донор запчастей. Правда
Про взаимозаменяемость запчастей между различными версиями Camry, а также Lexus, все и так понятно. Но японский седан выручает и другие марки. Например, Camry очень уважают владельцы Chevrolet Epica. Когда на американо-корейском седане «устают» передние амортизаторы, многие их просто меняют (вместе со всей стойкой) на аналог от Camry в кузове V30. В идеале — проделать то же самое и для задних амортизаторов.
Помогает конструктивное родство с Camry и хозяевам Geely Emgrand EC7. На китайский седан подходят многие детали от Corolla и Camry, включая полиуретановые сайлент-блоки и рычаги. При невысокой цене запчастей ресурс вырастает более чем существенно.
Не молодежный автомобиль. Миф
Миф о том, что на Camry ездят мужики старше сорока, легко опровергается статистикой, которая есть даже на этот счет. Этим вопросом озадачились эксперты агентства «Автостат». Чтобы на него ответить, в период с 2013 по 2019 год они опросили более 240 тысяч респондентов в возрасте от 18 до 65 лет. После анализа полученных данных было установлено, что средний возраст хозяина автомобиля Toyota в нашей стране составляет 37 лет. Что характерно, владельцы моделей внедорожника Land Cruiser Prado и пикапа Hilux — самые возрастные: средний возраст составляет 41 год. Тем, кому принадлежат кроссоверы RAV4 и Highlander, в среднем 40 лет. Аналогичный возраст и у владельцев флагманского Land Cruiser. Далее идут те, кто управляет Avensis и Harrier, — им в среднем 38 лет. Еще моложе владельцы Corolla и Yaris, которым по 37 лет. И наконец, самыми молодыми в списке оказались владельцы Toyota Camry, их средний возраст — 36 лет.
Есть аналогичная статистика и по Lada. Согласно ей, средний возраст владельцев Granta, Vesta, Kalina и вазовской «классики» — 37 лет, то есть выше, чем у обладателей японского седана. Camry и тут впереди. Для справки: средний возраст российских владельцев Lada 4×4 — 42 года. Чуть моложе те, кто водит XRay и Largus, их средний возраст не превышает 41 года. Самыми молодыми оказались владельцы Приор, «зубил» и «десяток», чей возраст в среднем составляет 34 года.
Высокая ликвидность, медленно теряет в цене. И миф, и правда
Рассмотрим это на примере предыдущего поколения в кузове XV50. В 2017 году Camry 2.4 в комплектации Exclusive стоила примерно 1 700 000 рублей. Средняя цена трехлетнего седана на сегодняшний день — 1 370 000 рублей. Это означает, что Camry подешевела на 19%. И пусть рубль три года назад был не такой, как сейчас, покупал свою Тойоту человек именно за указанную сумму, а значит, такой расчет имеет право на жизнь.
В аналогичный исторический период Kia Optima 2.4 GDI стоила в среднем 1 600 000 рублей. Сейчас корейский седан 2017 года оценивается примерно в 1 250 000 рублей. То есть Optima потеряла в цене почти 22%. Взглянем на безвременно покинувший наш рынок Ford Mondeo, что числился у Оптимы и Camry в конкурентах. Три года назад Ford Mondeo 2.0 EcoBoost стоил недешево — в среднем 1 900 000 рублей. Сегодняшняя цена на такие седаны — чуть более миллиона, что означает почти 43% потери стоимости.
Напоследок оценим Volkswagen и Mazda. Три года назад Passat 1.8 TSI Comfortline стоил в среднем 1 900 000, а Mazda 6 2.5 Active — примерно 1 600 000 рублей. Сейчас за них просят 1 380 000 и 1 270 000 рублей соответственно. То есть цена на «немца» снизилась на 27%, тогда как «японка» подешевела почти на 21%.
В итоге Camry действительно теряет в цене медленнее одноклассников, но назвать это преимущество подавляющим нельзя. При этом для продажи «японки» нужно в среднем 20 дней. Ее конкуренты находят себе новых хозяев примерно за это же время.
Стоит дороже конкурентов. Миф
Согласно статистике продаж, одна из самых ходовых модификаций Mazda 6 — версия Supreme Plus оценивается от 1 980 000 рублей по прайс-листу. За сравнимые деньги можно взять Camry 2.5 в комплектации «Элеганс Safety». Кожаный салон, электроприводы сидений, бесключевой доступ, камера заднего вида, парктроники по кругу, подогрев руля, задних сидений и лобового стекла (у Мазды только зоны щеток стеклоочистителя) — все это будет в обоих седанах. Схожий набор оборудования для Kia Optima 2.4 обойдется тысяч на 200 дешевле. Около 100 тысяч удастся сэкономить, если выбрать Hyundai Sonata 2.4. А вот сколько будет стоить Volkswagen Passat в такой конфигурации, даже страшно представить. Цены на 140-сильный седан только начинаются с отметки в 1 829 000 рублей. В итоге стоимость Camry, как говорят маркетологи, — «в рынке». Что не отменяет больших затрат на страховку и обслуживание.