Найти тему
Хроники Кукуево

Слишком зеленая трава

Помню ещё в детстве показывали интервью с писателем-фронтовиком. И на вопрос о его отношении к военным фильмам он отрезал:

- Не люблю.
-
Почему? - удивился журналист.
-
Уж слишком там трава зелёная, - буркнул писатель.
И это про советские фильмы о войне! Которые снимали на черно-белой пленке, а если и на цветной, то в серо-бурой палитре. Где актеры понимали, что они играют, потому что война была частью их личной биографии.
Представляю, как вздрогнул бы писатель-фронтовик от буйства красок в современном военном кино.

Российское кино о войне смотреть очень трудно. Я пытаюсь, но на через 15 минут начинаю ненавидеть тихой, но отчетливой ненавистью всех, кто причастен к сему продукту.
За альтернативную историю. За глянцевый облик героев и их мАсковский выговор, кого бы ни изображали актёры. За одномерность. За вторичность и неумелое подражание. За плакатный ура-патриотизм. За газетную правду жизни. За спецэффекты! За тошнотворный натурализм и любовь где попало. И за слишком зеленую траву.

https://yandex.ru/ Лютый пипец
https://yandex.ru/ Лютый пипец

Но больше всего бесит в военном кино то, что в нем никого не жалко. Вот вообще и ни капельки.
Вроде персонажи все неоднозначные, сейчас так модно.
Главный герой - смесь Штирлица и Ильи Муромца, есть немного от Рембо.
Немцы с человеческими лицами. Даже злодейские. А сколько появилось на экранах незлодейских немцев, куда там Лиозновой.
НКВДшники, которые хуже немцев, потому что только добавляют положительным героям проблем и гадостей, но взять и убить их, как немцев, нельзя.
Девушки вместо пламенных речей "победа за нами" крутят романы с немцами, которые с человеческим лицом.
Все костюмы тщательно подобраны, реквизит тоже. Все сделано для того, чтобы очеловечить картинку.
Режиссер старается, это же видно, и актеры стараются, а некоторые из них очень хорошие, не хуже советских.
А никого не жалко.
Может, все дело в советском кино, чья стилистика с детства впечаталась в сознание и не дает воспринимать другую картинку?
Да ерунда. Европейцы и американцы, не имея вообще никакого советского культурного бэкграунда, умудряются снимать человечные фильмы про вторую мировую.
Пусть их кино не патриотическое, и после просмотра не хочется наклеивать на машину "можем повторить", но это кино о людях, и каждый персонаж - человек, а не архетип, типаж или символ.

Сегодня во мне проснулся воспитатель, и я предложила ребенку: "Давай сегодня посмотрим наш фильм о войне. Хороший".
- А какой?
А действительно, какой?
- "
В августе 44-го", - вспомнила я.
В августе 44-го прекрасный фильм с еще советскими актерами, но у него есть один нюанс: когда смотришь сцены с Мироновым, что-то постоянно царапает, какое-то несоответствие. Я не гомофоб, но очень хорошему актеру Евгению Миронову лучше не игрвть профессионального контрразведчика.
Ладно, мой неискушенный ребенок вряд ли заметит этот нюанс.
- "В августе 44-го" или советский, - предлагаю я.
- Не буду советский, мне советского "А зори здесь тихие" хватило на всю жизнь. Слишком тяжело смотреть.


И хорошо, что на всю жизнь.