В Рамадан, хочется говорить о чем-то хорошем, тихом и спокойном умиротворяющем. Есть немало исторических мечетей, имеющих свои особенности.
Одной из таких мечетей является Голубая мечеть в Афганистане.
Голубая мечеть в северном Афганистане находится в Мазари-Шарифе, четвертом по величине городе Афганистана, и с самой большой численностью населения в провинции Балх, где она стала центром общественной жизни города. Мечеть получила название Голубой мечети из-за цвета стен украшенных плитками синего фарфора, а так же, из-за некоторых растительных орнаментов и архитектурных приемов.
Эта древняя историческая мечеть в Афганистане, которая является свидетелем исторических событий, затрагивающих две страны, Афганистана и Ирака. Она была построена более 500 лет назад, и включает в себя памятники, приписываемые Пророку (мир ему и благословение), шииты Афганистана утверждают, что имам Али бин Аби Талиб ( да благословит его Бог) был похоронен не в Ираке, а в Афганистане.
Из-за боязни, что враги не оставят тело в покое и осквернят его, оно было выкопано и тайно вывезено на белом верблюде, но по пути следования верблюд пал, и именно на этом месте, и был похоронен Имам Али (мир ему). Тело было похоронено на холме, где впоследствии по приказу султана-сельджука Санджара была построена небольшая мечеть вокруг святыни. Затем в этом месте расстроился город, название город получил Мазари -Шариф,что в переводе значит, Могила Святого. Согласно историческим данным шиитов, султан сельджуков Санджар лично проверил присутствие тела имама Али в Мазари-Шарифе, поэтому он приказал построить над ним небольшой мавзолей в честь него.
Когда в 1220 году монголо-татары во главе с Чингис-ханом вторглись в Афганистан, они разрушили Голубую мечеть, могилу крестьяне спрятали, засыпав ее землей, чтобы и ее не могли осквернить.
В 1480 году нашей эры Султан Хусейн Мирза Бакр (Байкара), который правил в то время Афганистаном, увидел во сне имама Али (пусть Бог будет доволен им), который попросил построить для него могилу и определить место для него.
Султан немедленно послал своего министра и 700 шейхов к месту, которое он видел во сне, там они нашли каменную доску с надписью «Это хранитель Божий, Али-лев Божий и брат Посланника Божьего».
Таким образом, мечеть была вновь восстановлена во время правления султана Хуссейна Мирзы Байкара в начале пятнадцатого века.
Когда вскрыли могилу, чтобы убедиться, что это могила Али, то обнаружили в могиле тело, которое не разложилось, меч Али и Коран. Именно поэтому, мечеть была отстроена и стала действовать, а гробница была восстановлена.
На протяжении веков здание расширялось, а над святилищем возводились позолоченные минареты и бирюзовые купола, высокие стены покрывались фарфором, мозаикой и красивыми рельефами.
Место превратилось в святилище, особенно после того, как в него излились обеты и дары шиитов, разбросанных по всему миру, поэтому в святилище положили лучшие ковры, повесили люстры и сделали золотые ручки, украшающие двери.
В дальнейшем на территории мечети были построены гробницы и захоронены афганские религиозные и политические лидеры различных периодов.
Мечеть потрясает своей красотой. Она украшена двумя куполами ярко-синего цвета, которые сочетаются с изразцовым украшением голубых оттенков. Затейливый голубой орнамент переплетается с желтыми и красными вставками. Здание красиво украшено и внутри. Хотя в мечети проводились реставрационные работы в прошлом и позапрошлом столетиях, все же сохранились и более древние элементы. Сохранилась мраморная плита с надписью «Это хранитель Божий, Али- лев Божий и брат Посланника Божьего».
Архитектурный стиль мечети является стилем народа Афганистана пушту, которые преуспели в искусстве мозаики и в украшениях стен зданий, но стиль пушту, как упомянул д-р Мухаммад Хишам ан-На'ссан в своей статье «Основы и принципы исламской архитектуры», представил маяки своих мечетей и святынь как индийские мугалы, а также индейские мугалы. Их мечети напоминают мечети в персидском стиле Моголов, которые украшали стихами Священного Корана и декоративными изразцами.
У Голубой мечети есть большая площадь, где находится музей, в котором, как полагают, хранятся вещи, принадлежащие Пророку, (мир ему и его семье). Есть также глиняные горшки с именем пророка Мухаммеда ( мир ему и благословение), а также куфические рукописи исламской эпохи.
Конец марта у шиитов начинаются 40-дневные праздники в честь Навруза (мусульманского Новолетия) и над мечетью поднимается флаг. Окончание этих праздников, шииты называют Красный Расцветом, и символично, что в окрестностях Мазари-Шарифа расцветают красные тюльпаны, именно в эти дни.
Среди местных жителей ходят легенды, что в стае белых голубей, которые кружат вокруг мечети, есть голубь в котором находится дух, посланный Всевышним.
Эта мечеть признана одной из самых красивых мечетей, и мечетей Афганистана, внесенная в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, открыта мечеть даже для иноверцев, но для них вход платный, а вот гробница для иноверцев закрыта.