Найти в Дзене
Об аутизме изнутри

Об аутизме изнутри. Хоть счастье любит тишину, но что ж мы все о грустном

Дзен, конечно, затягивает. Несмотря на не стремящиеся к бесконечности дочитывания, все равно садишься и пишешь. Спасибо Вам, кто читает, кто греет добрыми словами в комментариях, кто делится своими сложностями и сомнениями.

Я сегодня хочу о хорошем рассказать. Не хочу париться по поводу вируса, жизнь наша и так не сахар и, соглашусь с мужем, - если время придет, значит, придет, ничего тут не попишешь.

В московском Федеральном ресурсном центре по комплексному сопровождению детей с РАС, в который мы с Захаром успели в конце января попасть на четырехдневные бесплатные консультации психолога и дефектолога, нам рекомендовали на занятиях использовать помимо привычных нам жетонов таймер. Речь, конечно, шла о визуальном таймере по принципу кухонного, где стрелочка плавно движется к нулю, и образованный ею угол окрашен красным или синим цветом. Заказать такой таймер на Али за почти 800 или 900 рублей я не решилась, так как не была уверена вообще в том, что от такой штуки будет толк. Купила в хозяйственном отделе таймер в виде яблока с делениями и цифрами, при установке времени там двигается треугольник.

Сын как-то шустро очень подсел на таймер. Бывает, когда Захарка скачет на любимом мяче для фитбола (папа еще перестарался, купил диаметром 75 см), ребенка и после звонка таймера на занятие приходится неоднократно звать, можно и нытье услышать, но в основной массе случаев сын, слыша звонок, бежит за стол заниматься. Захар не видит, сколько времени осталось до перемены, не знаю, принципиален ли этот момент, но занимается по таймеру он и впрямь лучше. До звонка на переменку редко когда дернется уйти.

Когда в сентябре прошлого года я узнала, что в садике дети будут заниматься в рабочих тетрадях, в том числе, я продублировала тетрадки домой, прихватив из магазина еще кучу нужного и умного. Если честно, в начале занятий у меня опускались руки. Сказать, что я не верила в прогресс и переживала, - ничего не сказать. Бывали дни, когда я просто от собственного бессилия и откровенного нуля из сына при выполнении академических заданий, орала громче громкого. Осенью Захар прямую горизонтальную линию по контуру обвести не мог и без контура нарисовать тоже. А он еще и левша ко всему прочему. Кое-как приспособившись писать своей рукой с его рукой (учитывая, что я среднестатистическая правша), обводили, чертили, рисовали, заштриховывали все вместе. Опять-таки хуже всего было отсутствие развития навыка.

Примерно в конце ноября на занятии в социальной группе Захар меня удивил тем, что проводя по контуру прямую горизонталь в две руки с ним, я почувствовала, что веду не я, ведет рука ребенка. И линия вышла очень даже хорошая. Сейчас Захар обводит по контуру, конечно, намного лучше, чем в сентябре, но, понятное дело, я знаю, что это не совершенство.

Если Захар не отлынивает от задания и обводит старательно, выходит, по-моему, очень даже неплохо. Сам. Своей левой✌️ Не знаю, как нормотипичные пятилетки обводят, но знаю, что нам есть, над чем работать
Если Захар не отлынивает от задания и обводит старательно, выходит, по-моему, очень даже неплохо. Сам. Своей левой✌️ Не знаю, как нормотипичные пятилетки обводят, но знаю, что нам есть, над чем работать

К чему не придерешься в навыках детей с РАС, так это к их способности достаточно быстро запоминать символы. Буквы сын знает лет с трех, со слогами тоже сложностей не возникло, сейчас читает все, что видит и, главное, понимает, что прочитал. Цифры дались немного сложнее, чуть западает сейчас и порядковый счет, и количественное соотношение (до пяти все правильно, но если просить "дай шесть палочек", даже отсчитывая по одной, промахнется и продолжит отсчет и после нужного числа). Вместе с тем потихоньку осваивает сравнение чисел - знаки "больше" и "меньше". Захар (не знаю, как выглядит норма в этом случае, давно их не смотрю) сообразил, что 27 - это двадцать седьмое, например, марта. Считать может примерно до тридцати, а если круглые цифры подсказывать, то 81, 82 и так далее, он скажет.

С категориями типа "фрукты", "овощи" трудно. С мебелью, посудой, одеждой, игрушками и транспортом получше. Для меня на самом деле загадка, почему ребенок с таким хорошим "эхо" никак не заучит, что есть овощ, а что фрукт, и что где растет и куда кладется.

Стихи хорошо запоминает, рассказывать, правда, приходится с ним частично, иначе слово-два скажет и замолчит, пока не подгонишь или не подхватишь. Рассказ по картинкам или пересказ увиденного/услышанного пока на нуле, но мы будем работать.

Зато количество, а главное, качество просьб возросло. Теперь я могу услышать настолько неожиданные просьбы от ребенка, который только и делал, что все за всеми и вся повторял. Месяца два назад сын убил меня, подойдя и попросив: "Мама, поцелуй меня". Хорошо, мама сидела в это время. Я привычно и отчасти обыденно слышу разглагольствования младшей дочери, которая попросит все, что ей надо, но Захар, конечно, удивляет.

И, кстати, если сравнить Захара и его младшую сестру Машу в плане использования речи, я скажу так: зато не врет. Маша от всего отпирается, "это не я, это Захар", даже если я знаю, что это сделала дочь. У сына, видимо, такая гибкость мышления пока не дооформилась. Если у него спросить, кто раскидал игрушки по всей комнате, Захар либо не ответит, либо ответит что-то невпопад, либо скажет "я". Но он не умеет переводить стрелки на кого-либо. И это как-то подкупает.

Раскрашивать, не заходя за границы рисунка, пока не очень получается, как и раскрашивать мелкие детали. Обычно сын берет фломастер одного цвета и производит полную заливку изображения. Да, и самое слабое место - лепка. Даже шарик или колбаску Захар скатать не может ни в ручках, ни на столе. Но мы отважно лепим в четыре руки, вдруг, да получится однажды?

В общем-то, это, наверное, все, чем могу похвастаться, но эти результаты, эти сдвиги для меня дорогого стоят. Я все ругаю себя за то, что мало играю с детьми, что многое не успеваю, что на упражнения на постановку звуков подзабила, Захар их не выполнял, а я покорно сдалась. А сдаваться нельзя.