Последствия перехода на удаленку. Во-первых, у этого кризиса есть один плюс: наконец-то эффективные менеджеры поймут, что удаленка – это неплохо. Разговоры о том, чтобы перейти на удаленку ходили уже очень давно, при этом все держали людей в офисе. Сейчас это может выйти на принципиально новый уровень.
Во-вторых, если сейчас на удаленке что-то посыплется, то это будет означать, что процесс не был отстроен, был неэффективен. Удаленка это очень хорошо покажет.
В-третьих, в офисе имитацию бурной деятельности изображать проще. Работа на удаленке покажет кто и вправду эффективен, а кто в офисе просто штаны протирает.
На удаленке мы все становимся в каком-то смысле микро-предпринимателями. Нам нужно самостоятельно планировать свою работу, ставить себе задачи. Это первый шаг к большей осознанности того, что ты делаешь.
Бизнес в новых условиях. Как трекеры мы работаем с узкими местами бизнеса. Это могут быть узкие места самого бизнеса, а могут быть и узкие места в голове у его основателя. В России трекерство, кстати, больше съехало в психологию, чем в какой-нибудь growth hacking. Трекер помогает взглянуть на бизнес со стороны. Он умеет задавать неудобные вопросы, которые человек сам себе обычно избегает задавать.
Спасение бизнеса – это создание новых продуктов, отстройках новых бизнес-процессов и выход на новые рынки. Если у тебя, например, ресторан общественного питания который работал в офлайне, и ты понимаешь, что офлайн в ближайшие две недели схлопнется, то не надо сидеть на кухне и жаловаться на жизнь. Надо подумать, что надо изменить, чтобы ядро команды осталось в строю и чтобы бизнес остался функционировать. Пусть хреново, но функционировать. Надо сохранить его на плаву.
Что делать предпринимателю?
Во-первых, нужно просто поговорить с людьми. Это поможет взглянуть на бизнес со стороны. Отказ от офиса, например, - это тяжелое решение. Любые перемены – это тяжело. И разговор, обсуждение поможет тебе принять правильное решение. Мастерство трекера состоит в том, чтобы не давать советов, но помочь принять обдуманное решение.
Главные вопросы сегодня:
Что меня тянет на дно?
На какие рынки еще можно выйти?
Как переживают кризис мои клиенты? Что им при этом нужно?
Какую новую ценность вы можете дать своим клиентам?
Во-вторых, самое главное сегодня – это спасать команду, костяк команды. Сохранить людей, на которых можно положиться. И надо отказаться от всего, что тянет ко дну.
Стартап и бизнес. Для стартапа инвестор – это костыли. Венчурные инвестиции нужны для быстрого захвата рынка. Стартап может существовать и без инвестиций. Если взять определение стартапа, то это временная организация, созданная для проверки на рынке определенной продуктовой гипотезы. Стартап от бизнеса отличает одно – бизнес-процессы. Чтобы прийти на более-менее массовый рынок, нужно отстроить процессы, а стартаперы этого не умеют. Зато стартаперы могут быстро перепрофилироваться и выти на другой рынок. Сейчас у стартапов есть фора в том, что касается быстроты, скорости.
У нас не умерла половина населения земного шара (тьфу-тьфу-тьфу!), у нас немного изменилась модель работы. Люди стали меньше выходить из дома. Надо включить голову и подумать, что на таком рынке можно сделать.
Корпорации, b-2-b. Часть больших корпораций также перешла сейчас в онлайн. И мы переделываем под них свои продукты. Коронавирус скоро закончится, а потребности останутся. И бюджеты останутся. И когда кризис закончится, эти бюджеты начнут активно тратиться.
Я хочу быть оптимистом. Я считаю, что сейчас есть много вариантов для роста. Может быть после кризиса бизнес научится больше ценить своего клиента.
Кстати, если у кого-то есть желание поговорить про свой бизнес, то приходите ко мне. Я всегда готов поддержать такой разговор.
Смотрите полностью интервью с Александром Еремеевым на канале «На удаленке PRO» https://youtu.be/B62g1ImfM20