Школьные уроки литературы многим запомнились как бесконечно долгие часы обсуждения заезженных тем о любви к родине, к "прекрасной даме", березам, морозам и прочей не занимающей умы подростков ерундой. Учителя волшебным образом могли определить настроение автора по "синим занавескам" , в каждой строфе видели подтекст и кричащий о себе символизм. Литература, особенно русская, казалось была проникнута гибельностью и упадком. Сплошная тоска. Также тоскливы и скучны были краткие биографии прозаиков и поэтов, приведенные в школьных хрестоматиях. Сегодня я хочу развенчать миф о знаменитой поэтессе , биографию которой нам преподносили словно житие святых.
Анна Ахматова
Об этой поэтессе серебряного века хотя бы краем уха слышали даже те, кто бесконечно далек от людей ценящих "ритм и слово". Брачный союз с отчаянно - романтичным Гумилевым, пронзительные стихи о женской доле, "мужество", проявленное Ахматовой в голодные годы войны, заставшей её в Ленинграде, что же кроется за этим чеканным профилем ?
В большинстве своих стихов А. А предстает жертвой любовной разлуки, оставленной и раздавленной. На самом же деле , для женщины , чья внешность - сплошной "изюм" ,у нее было достаточно побед на любовном поприще : Гумилев, Борис Анреп, Артур Лурье, Николай Пунин, Владимир Гаршин .
Мужчины совершали из-за нее подвиги и сумасшедшие поступки: Накануне Февральской революции , ее любовник - художник и поэт Борис Анреп, рискуя жизнью , под пулями, переходит по льду Неву – чтобы сказать любимой, что эмигрирует в Англию.
В 1911-ом из-за неразделенной любви к ней покончил с собой молоденький офицер (Михаил Линдеберг).
Свадебное путешествие Гумилева с А . А в Париж было подпорчено стычкой молодого поэта с итальянским художником Амедео Модильяни. Вечно бедный, пьяный, и в безумии своем прекрасный Модильяни считался певцом обнаженного женского тела. Взгляд художника нашел нечто привлекательное в "русалке" Ахматовой, он и не скрывал своего восхищения ею, даже в присутствии ее супруга. Красивые женщины всегда казались ему "неуклюжими в платьях", поэтому в том же 1911 году им был создан цикл портретов " Обнаженная" соответствующего содержания. Можно бесконечно долго гадать о том, поддалась ли молодая поэтесса чарам красавца - художника, или же их общение было завязано на голом искусстве, но факт остается фактом: смелости у этой женщины не занимать. Девушка из Царскосельской гимназии и обнаженная натура - по тем временам это могло рассматриваться лишь как дерзкая авантюра.
Семейная жизнь у поэтов не заладилась, да и , по статистике, счастливые браки творческих людей - редкость. Правило "питбуль не нападает на питбуля" здесь неприменимо . Всего через 5 месяцев после свадьбы Гумилев "сбегает" от супруги в Африку, по возвращении, не таясь заводит любовницу. А. А идет на хитрость , Анна нарочно вкладывает пачку с письмами Модильяни в том стихов Теофиля Готье и подсунула книжку мужу. , и на вопросы супруга, словно нехотя сообщает, о страстной любви к другому . Как видите, поэтессе совсем не нравилась роль жертвы в жизни, она "не любила сама", не желала быть брошенной, впоследствии сама инициировала развод.
Любовь втроем
Разведясь с первым мужем - Гумилевым и вторым - популярным, в свое время, востоковедом Шилейко, Ахматова переехала к своей давней подруге, танцовщице Ольге Глебовой-Судейкиной. Совместная жизнь сводит поэтессу также с мужем подруги - композитором Лурье.Знакомая с ним и ранее, А. А возобновляет их роман. Они жили втроем, любили искусство втроем, скандалили и спали в том же количестве. Поговаривали, что ведущая роль в этом тройственном союзе отдавалась мужчине. С этим сложно согласиться, учитывая характер Ахматовой, гораздо легче, в данном случае, провести параллель с Лилией Брик.
А. А и эмиграция
Учебники литературы и даже некоторые "неглубококопающие" биографы восхваляют ахматовскую преданность родине и не желание эмигрировать в суровые времена "нового режима". Она была неким "стоиком" на фоне представителей творческой интеллигенции, сбежавшей заграницу, как и половина ее знакомых, среди которых уже известные нам композитор Артур Лурье, художник Борис Анреп, Ольга Глебова-Судейкина . На самом же деле, существовали факторы, препятствующие ее отъезду, в письме от 1917 года, она просит Гумилева ( поэт уехал во Францию) :"Думаю, могу не описывать, как мне мучительно хочется приехать к тебе. Прошу тебя — устрой это, докажи, что ты мне друг… ". Уехать у нее не выходит, поэтому поэтесса с гордым видом заявляет о своем нежелании "бежать" и о том, что ни новая власть, противницей которой она выступали, ни революция не заставят ее молчать.
Оставшись одинокой и бездомной вступает в отношения с футуристом Николаем Пуниным и переезжает в его квартиру на Фонтанке . В этих отношениях ей пришлось согласиться делить одну крышу не только с "возлюбленным", но и с его бывшей женой и ребенком. Легко предположить, что данный союз, по крайней мере со стороны Ахматовой не был обусловлен ее любовью к Пунину. Великая поэтесса и простая женщина, которой также приходится приспосабливаться.
А. А и сын
Шестнадцать лет своей жизни, практически с рождения, Лев Гумилев прожил со своей бабушкой ( матерью Николая Гумилева). Ахматова, чьи стихи были преисполнены любви к русскому народу и страданию из-за его невзгод, видимо не нашла в своем трепетном сердце еще немного любви и на ребенка. Эта ситуация немного напоминает мне об известном педагоге Марии Монтессори , посвятившей свою жизнь тому, чтобы научить людей правильно воспитывать и обучать детей, а своего ребенка вверила воспитанию другой семьи.
Прочтя дневники знакомых с ней современников, можно отметить их общие показания о том, что поэтесса была ревнива к чужой славе, по этой причине особенно от нее "доставалось" Цветаевой и Есенину, которым ,не в пример живучей, себялюбивой Ахматовой, досталась петля, а не обрюзгшая старость среди почитающих последователей.
В завершение хочу сказать, что у меня не было задачи очернить чье - то имя или "демонизировать" приведенного героя статьи.Лишь показать насколько бывают интереснее "живые " люди , тщеславные, непостоянные, страстные и непримиримые в своем стремлении объять эту жизнь. Насколько ближе это делает их к нам, спотыкающимся и ошибающимся "простым смертным".