Период младенчества – очень важный этап в развитии личности ребенка. Самосознание младенца начинает развиваться через взрослого еще в раннем детстве. На данном этапе важное значение для ребенка имеет ощущение внимания к нему взрослого.
Обратить на себя внимание взрослого ребенок может с помощью определенных сигналов. Понимание этих сигналов и адекватная реакция на них – основа доверительных, эмоционально стабильных отношений с ребенком.
Трудности взаимного понимания могут возникнуть в период кризиса одного года. Данный кризис находится на границе завершения периода младенчества и представляет собой комплекс особых аффективных состояний по типу эмоционального взрыва. В моменты таких реакций ребенок может плакать, требовать выполнения его просьб, падать на пол, пытаться любыми способами добиться своего.
В чем кроется причина такого поведения?
В сложившейся ситуации необходимо понимать, что к году ребенок начинает проявлять самостоятельность там, где раньше он был зависим от взрослого. Малыш начинает сам ходить, осваивает элементарные предметные действия, овладевает первыми простыми словами, которыми пытается выразить свою просьбу («дай-дай», «ням-ням» и т.д.). Однако самостоятельность ребенка все еще имеет жесткие границы, выход за которые может привести к недопониманию между ребенком и родителем и, как следствие, к эмоциональному взрыву малыша.
Таким образом, уже в младенчестве у ребенка появляются собственные желания. Малыш обособляется от непосредственно-практической связи со взрослым, начинает настаивать на своей независимости и, не получая её, демонстрирует негативизм.
В период кризиса ребенок может быть капризен, упрям, обидчив и даже агрессивен. Может появляться повышенная реакция на замечания взрослых. Ребенок начинает требовать повышенного внимания, подавая определённые сигналы, пытается добиться своего порой не самыми ожидаемыми для родителей способами и сталкивается с рядом запретов. Все это приводит к обидам, разочарованиям и эмоциональным взрывам.
Что делать? Как поступить в ситуации, если ребенок упал на пол, желая добиться своего?
1. Не нужно ругать ребенка, повышать на него голос и заставлять его немедленно слушаться вас. Как можно скорее переключите внимание малыша на что-то другое. Предложите ему найти плюшевого зайчика, который спрятался от него в корзине с игрушками, обратите внимание на то, что любит малыш, на то, что может вызвать у него эмоциональный отклик прямо сейчас, позвоните бабушке или папе, включите любимую мелодию крохи.
2. По возможности организуйте безопасную среду для вашего ребенка. Позвольте ему с интересом познавать этот мир, без угрозы для здоровья, психического и эмоционального благополучия. Помогите ему исследовать окружающую среду без возможности быть наказанным. Поймите актуальные потребности ребенка. Создайте ему свой игровой уголок в комнате, где он будет в праве действовать «по своим правилам»: безопасно и безнаказанно.
3. Постепенно старайтесь направлять активность стремящегося к независимости ребенка в нужное русло. Предлагайте ему проявить независимость там, где это будет безопасно как для него, так и для вас. Можно предложить малышу самостоятельно выбрать цвет шарфика, в котором он пойдет сегодня на прогулку, или позволить ему помочь вам донести до кассы маленькую покупку.
4. Не стоит блокировать детскую самостоятельность постоянными ограничениями и запретами «нельзя», «не трогай», «не делай этого». Позвольте ребенку проявить себя там, где это не будет запрещено. Дайте малышу почувствовать границы дозволенного. Всегда будьте готовы предложить ему альтернативу запрещенному предмету или действию. Постарайтесь понять причину требования, найдите предмет, который поможет безопасно удовлетворить возникший интерес ребенка.
В случае активного интереса малыша к столовым приборам, вы можете предложить ему детский набор, добавив к стандартному набору предметов модели продуктов, чтобы ребенок мог с пользой удовлетворять потребность в познании окружающего мира и вместе с тем в совершенстве овладевал предметной деятельностью.
Е.Н. Корнеева в своей книге «Детские капризы» советует родителям, чьи дети переживают кризис одного года, следующее:
«Станьте уже не посредником между ребёнком и миром, а помощником в его освоении: рассказывайте и показывайте, что можно делать с разными предметами»; «действуйте не вместо ребёнка, а вместе с ним».
Будьте уверены в себе, не бойтесь кризисных периодов в развитии вашего малыша, будьте готовы к ежедневно растущей самостоятельности, к новым формам поведения и выражения эмоций, старайтесь понять его актуальные потребности, внимательного слушайте его и по возможности направляйте самостоятельность в нужное русло.
Будьте рядом с ребенком, ведите его за руку там, где это нужно, оказывайте необходимую помощь, всегда будьте открыты и находчивы.
Помните, что у ребенка появилась потребность взаимодействовать с миром самостоятельно, но без вашей помощи он еще не в состоянии освоить окружающие его предметы и понять суть многих явлений. Станьте для ребенка помощником, помогите ему безопасно и с интересом познать этот мир.