Катя Андреева
Я всю жизнь живу по соседству с этим районом, но по иронии судьбы почти ничего о нем не знаю. Пришло время исправить это недоразумение.
Район ограничивают и подпирают улицами в свою честь: вождь пролетариата Владимир Ильич Ленин, экономист Константин Островитянов, создатель теории «первичного бульона» Александр Опарин, знаток экзотических народов Николай Миклухо-Маклай, историк социализма Вячеслав Волгин, автор «Земли Санникова» Владимир Обручев, ни много ни мало все советские профсоюзы, борец за объединение Италии Джузеппе Гарибальди и строитель космических ракет-носителей Николай Пилюгин.
Герб у района хороший, информативный. Зеленый фон — это Воронцовский и Юго-Западный парки. Черная окружность — это обруч и буква «О» в названии района. Книга — это РУДН, Институт русского языка и так далее. Орел символизирует попытку построить в Воронцове аэростат для обстрела с воздуха наступающих французов в 1812 году (не шучу).
Между улицами Гарибальди и Наметкина
Квартал застроен, в основном, хрущевками начала 1960-х. На их фоне выделяется ТЦ «Черемушки», ЖК «Дирижабль» и причудливый постмодернистский дом по адресу ул. Архитектора Власова, 22. Еще здесь есть станция метро «Новые Черемушки» (1962).
Улица Архитектора Власова — это остаток старого Калужского шоссе, вдоль которого растянулась южная оконечность села Семеновского. На месте «Дирижабля» был ближний Воронцовский кирпичный завод, заброшенный в 1980-е. От завода осталось два корпуса, видимо, довоенных: ул. Намёткина, 1 корпус 3 и ул. Архитектора Власова, 45а.
Пишут, что между «Бутчером» и «Чайханой» был Кривой овраг с неким притоком речки Котловки, и места эти были богаты глиной, и в начале 1890-х купец Туманов построил тот самый кирпичный завод. Потом завод перешел к купцу Кириллову. Завод был хилого пошиба, и поднялся только после революции. Правда, в 1980-е он уже был заброшен.
Ставлю прямую ссылку на фото с комментариями. По соседству на карте есть еще несколько интересных фотографий из того же архива с воспоминаниями старожилов.
Кроме «Дирижабля», на месте кирпичного завода в 1994 году построили торговый дом «Русский сувенир» (ул. Намёткина, 3), где с 1995 до 2006 года хранилась диорама «Москва — столица СССР». Потом диорама переехала в холл гостиницы «Украина».
Площадь у метро с 1982 по 1988 носила имя Леонида Ильича Брежнева, как и весь район, в другое время известный как Черемушкинский. Конечно, районы тогда были нарезаны по-другому.
Неожиданно интересная история оказалась у ТЦ «Черемушки». Здание собирались построить к Олимпиаде-80 для размещения книгохранилища и самого большого в мире книжного магазина «Дом Книги». Строили по американской технологии: этажи собирались внизу и поднимались наверх. Но в 1979 году советские войска вошли в Афганистан, сотрудничество с американцами прекратилось, и строительство замерло.
В 2000-е здание достроили, и оно приобрело нынешний облик. Пишут, что в 1990-е внизу был рынок «Анастасия».
Это был только один маленький квартал Обручевского района. Идем дальше, самое интересное — впереди!
От усадьбы Воронцово до Ленинского проспекта
Пишут, что землями села Воронцова еще в конце XIV века владел боярин Дмитрия Донского Федор Воронец. В следующем столетии эта территория стала частью огромной государевой вотчины с центром в селе Воробьеве на Воробьевых горах. Около 200 лет Воронцовым владели русские государи, включая Ивана Грозного.
Царь Алексей Михайлович пожаловал Воронцово своему любимцу — Борису Репнину по прозвищу Ехидна. Его сын, князь Иван Борисович Репнин, основал в Воронцове усадьбу.
В 1740-е в Воронцово приезжает внук князя Ивана — князь Петр. Он превратил усадьбу в «подмосковный Версаль»: построил барочные корпуса (не путать с барачными), полотняную фабрику, кирпичный завод и устроил террасные пруды. От всего этого остались только пруды, да и то не все.
Сохранившиеся до наших дней здания усадьбы относятся к 1790-м, когда новый хозяин — князь Николай — вернулся с русско-турецкой войны. Николай Репнин — фигура крупная: как дипломат способствовал развалу Польши в пользу России, потом как полководец два раза успешно воевал с турками. Об этом напоминают ворота усадьбы Воронцово, стилизованные под «турецкую крепость».
В начале XIX века после смерти Николая Репнина его дочь Александра Волконская продолжила развитие усадьбы: например, построила оранжерею и переделала одну из башен «турецкой крепости» в церковь Троицы Живоначальной в Воронцове. Мы привыкли, что после революции церкви превращались в самые разные помещения, а здесь, наоборот, садовый павильон превратился в церковь.
Княгиня Александра сдавала корпуса усадьбы московской элите. Самый известный воронцовский дачник — Николай Обресков. В 1812 году он арендовал всю усадьбу целиком, и когда Наполеон пошел на Москву, Обресков попытался построить в Воронцове боевой управляемый аэростат. История такова.
Жил, значит, в Германии сумрачный тевтонский гений по имени Франц Леппих. С младых ногтей он увлекался изобретательством, но долго не мог найти применение своим талантам. Пока Александра Волконская благоустраивала Воронцово, Леппих гастролировал по Европе со своим гениальным изобретением — клавишным музыкальным инструментом под названием «панмелодикон» (разновидность кристаллофона).
В 1811 году Леппих подарил свою славную бандуру императрице Марии-Луизе Австрийской — жене Наполеона. Пользуясь случаем, изобретатель предложил Наполеону построить тот пресловутый аэростат-бомбардировщик. Но Наполеон успел насмотреться на неудачные потуги тогдашних воздухоплавателей, поэтому разозлился и выслал Леппиха из страны.
Немец, видимо, что-то затаил на французского императора. Он поселился в королевстве Вюртемберг и начал строить свою вундервафлю на средства местного издателя. Король Вюртемберга отказался вложиться в проект, зато работой Леппиха заинтересовались русские дипломаты. Им удалось переправить его в Россию незадолго до вторжения Наполеона.
Для Леппиха в Воронцове выделили мастерскую, засекреченную под «предприятие для торговли пластырями». Леппих работал на износ, но к моменту эвакуации Москвы так и не смог сделать работоспособное изделие. После пожара Москвы французы обнаружили в Воронцове следы деятельности мастерской и решили, что здесь готовили поджигателей. Расстреляли по этому делу 16 местных.
Потом Леппих продолжил работу в окрестностях Санкт-Петербурга, но так и не смог добиться успеха. После войны некоторое время продолжал попытки в Германии, но опять провалился и сгинул в неизвестном направлении.
В течение XIX века история Воронцова складывалась почти как в пьесе «Вишневый сад»: сначала всё более мелкие дворяне, потом купцы, потом дачники. После революции — совхоз, причем мощный.
В 1920-е в усадьбе содержали под арестом Марию Спиридонову и других лидеров левых эсеров.
Во время Великой Отечественной войны через Воронцово проходила полоса аэростатов заграждения. Дело Леппиха живет!
Может, и ЖК «Дирижабль» тоже намекает…
Также во время войны совхоз начал превращаться в опытное хозяйство.
К концу 1970-х ничего не осталось от садов и опытного хозяйства, парк снова стал парком, но усадьбу занимали конторы. За последние 20 лет усадьба Воронцово постепенно выбралась из упадка.
Я рассказала то, что зацепило меня. За подробностями отсылаю к трудам Михаила Коробко.
Помимо усадьбы, в квартале есть комплекс школ, визовый отдел посольства Германии и строящаяся станция «Улица Новаторов» Большого кольца.
Между Ленинским проспектом и улицей Новаторов
Наверно, основные достопримечательности квартала — ТЦ «Рио» на месте глубокого оврага, засыпанного в 1970-е, и киноклуб «Эльдар» (бывший кинотеатр «Казахстан»).
Между улицей Новаторов и Старокалужским шоссе
Исторически здесь были глиняные карьеры дальнего Воронцовского кирпичного завода, который находился примерно на месте «Рольфа».
Достопримечательности:
- пулеметный ДОТ 1941 года на ул. Обручева,
- автокомбинат за ДОТом, основанный в конце 1950-х и ныне сносимый под жилье,
- резиденция иранского посла с мечетью и школой (ул. Новаторов, 11),
- Научно-исследовательский институт систем связи и управления (НИИССУ, Старокалужское шоссе, 58),
- последний дом села Воронцова середины 1950-х (ул. Обручева, 27, корпус 8).
По поводу автокомбината советую посмотреть фото по ссылке. Там в комментариях Валерий Кузнецов (rimdk) травит интереснейшую водительскую байку.
Клин между Старокалужским шоссе и Профсоюзной улицей
Это основная территория села Воронцова. Большая часть квартала относится к промзоне №35 «Воронцово». Пожалуй, о промзонах Москвы я когда-нибудь сделаю отдельный большой путеводитель, ибо их аж 72 штуки, и они овеяны ореолом тайны.
Достопримечательности квартала:
- ЖК «Родной город. Воронцовский парк» вполне пристойной архитектуры (Профсоюзная ул., 68);
- штаб-квартира «РусГидро» (ул. Архитектора Власова, 51) — крупнейшей компании в области гидроэлектроэнергии;
- Транспортный комбинат «Россия» (Профсоюзная ул., 74) — бывшая автобаза Совета Министров СССР;
- Институт автоматической аппаратуры (Профсоюзная ул., 78),
- строящаяся станция метро «Воронцовская» Большого кольца,
- комплекс Главархива Москвы (Профсоюзная ул., 80—82) — знаменитые «башни без окон».
Отдельно упомяну Экспериментальный творческо-производственный комбинат «Воронцово» Союза художников России (ул. Архитектора Власова, 57). С середины 1960-х здесь делают декоративную керамику, стекло, ювелирку и ковку. Работают серьезные художники.
С историческими фотографиями в этом квартале почему-то не густо.
Между Ленинским проспектом и ул. Академика Волгина
Самая приметная часть квартала — Юго-Западный лесопарк, в котором есть свой сосновый бор, Большой овраг и пруд Запятая, в котором начинается речка Самородинка (приток Очаковки).
Другие достопримечательности:
- Государственный институт русского языка — ГИРЯ имени Пушкина (ул. Академика Волгина, 6);
- Российский государственный геологоразведочный университет (ул. Миклухо-Маклая, 23);
- комплекс общежитий РУДН (ул. Миклухо-Маклая, 3—21);
- административно-жилой комплекс «Парк Плейс» (Ленинский просп., 113/1).
При этом общежития РГУ нефти и газа входят в другой район, и административная граница делает неожиданный крюк.
Пруд Запятая снялся в фильме «Семь стариков и одна девушка» (1968):
Как быстро растут деревья…
На углу Ленинского проспекта и улицы Миклухо-Маклая стоит необычное здание — «Парк Плейс». Это первый в Москве по-настоящему элитный ЖК в современном смысле этого слова — с охраняемой территорией, подземной парковкой, фитнес-клубом и так далее. Дом начали строить в конце 1980-х для иностранных специалистов, а закончили уже при капитализме. Иностранные специалисты живут здесь поныне.
Между улицами Саморы Машела и Островитянова
Это основная территория РУДН, образованного в 1960 году для воспитания дружественных национальных кадров в освобождающихся от колониальной зависимости странах.
Кроме РУДН, в квартале есть РНИМУ им. Пирогова (2-й Мед), три крупные больницы и остатки парка усадьбы Богородицкое, в котором сохраняются остатки окопов линии обороны Москвы.
После полей здесь была некая промзона, но теперь и она плотно застроена.
На десерт посмотрим исчезнувшую усадьбу Богородицкое (Богородское, Богородское-Воронино). Село с усадьбой известно с 1620-х. При князе Иване Голицыне в 1670-е в селе строятся боярские хоромы и каменная Казанская церковь. Спустя 100 с лишним лет Нарышкины строят новый господский дом, в котором, по преданию, в 1812 году останавливался отступающий Наполеон.
С 1830-х и до революции Богородицким владели Пустошкины, которые пристроили флигель и хозяйственные постройки. Во время Гражданской войны в усадьбе находился рабочий полк Красной армии, потом в 1920-е усадьбу отдали коммуне толстовцев во главе с Борисом Мазуриным. Хозяйство у толстовцев не задалось, и к концу 1920-х они разобрали господский дом и флигель на дрова, а потом коммуну выселили.
На смену толстовцам пришел трудовой лагерь при больнице имени Кащенко. В 1930-х на месте усадьбы построили деревянные и глинобитные бараки, склады и гаражи, а церковь была то клубом, то жилым домом. В 1941 году вдоль южного края усадебного парка прошла линия обороны Москвы. Сохранились окопы и пулеметный ДЗОТ.
Казанская церковь в виде руин простояла до начала 1970-х, когда на ее месте построили трансформаторную подстанцию Второго Меда. К концу 1970-х снесли дома села Богородицкого — они стояли на южной стороне улицы Островитянова, на месте которой протекала речка Очаковка (с 1960-х — в трубе). Это территория другого района, поэтому пока не буду углубляться.
На этом пока всё. Кто читает с компьютера, посмотрите мой путеводитель по Юго-Западу Москвы. Там на карте дополнительно размечена подземная гидрография, да и вообще красиво.
Мы в Telegram