Если спросить у русского человека, кто является для него олицетворением Франции, то, наверняка большинство в первую очередь вспомнит Жанну Д" Арк, а во вторую - почти нашу современницу Шанель.
Тем не менее, аромат, олицетворяющий утраченную нами Россию, и служащий ей бессмертным памятником, был создан именно ей.
Конечно же, не ею самой, но - под ее именем, на ее деньги и - как бы по ее воле, а на самом деле по воле двоих очень влиятельных мужчин, оказавших значительное влияние на ход всемирной истории.
Речь пойдет об аромате, который хоть сегодня можно попробовать, обладая любой суммой - "Русская кожа" из бутиковой линейки Шанель настолько популярна, что на парфюмерных форумах всегда найдется в распиве, в продаже, в отливанте, и, конечно, всегда этот аромат есть в бутиках и корнерах Шанель в роскошных флаконах по 75 и 200 мл.
Предполагается, что название должно отсылать к русским кирзовым сапогам, вызывать ассоциации с дегтем и прочей посконной Россией.
Только аромат был создан в 1924 году, в самые страстные месяцы романа Шанель с великим князем Дмитрием Павловичем, а уж, двоюродный брат последнего императора России, в кирзовых сапогах не ходил никогда в жизни узнать как они пахнут, мог, пожалуй, только во время убийства Распутина, в котором он принял участие.
Так что не стоит удивляться, что никакого дегтя в аромате не слышно, а солируют в нем, на крепкой, узнаваемой базе Шанель цветы апельсина по всей видимости, именно так пахла для Габриэль Шанель русская кожа, кожа великого князя.
Кто же создал этот аромат, который впитал в себя дух первой волны эмиграции - русской аристократии, русских художников, русского балета - всего необычайно для Европы страстного и неожиданно утонченного?
А создал его очень, очень странный человек, про которого до сих пор точно не известно, кем же он был на самом деле, и какова его роль во всей российской истории.
На первый взгляд, ну кто же не слышал этого имени - российский парфюмер, Эрнст Бо, сначала что-то тут делал в России, потом, как и все, эмигрировал в момент революции.
Однако странности в биографии Эрнста начались уже в пору его юности. Он родился в Москве, в 1881 году. Отец Эрнста, парфюмер, работавший на момент рождения сына в Москве, был чистокровным французом.
Поэтому Эрнст, достигнув призывного возраста, как ни странно, ушел служить во французскую армию. И, что еще более странно, вернулся в Москву после службы, и стал работать парфюмером на самой известной парфюмерной фабрике того времени, у Ралле.
Неизвестно, когда он стал масоном, но после революции французский парфюмер оказался комендантом лагеря для пленных красноармейцев на Кольском полуострове.
По одной версии, холодным арктическим летом он нюхал воздух в котором пахло чуть подтаявшим снегом, думал, как его передать в парфюмерном аккорде, и так родились альдегиды, сначала в голове у Эрнста Бо, а потом во флаконах. По другой версии, он был инициатором зверств, толстым коммерсантом с бульдожьим лицом - со слов выживших пленных. И, впрочем, одно не исключает другое. Нюхать талый снег и передавать его аромат может человек с любыми наклонностями.
Странно, что Эрнст Бо выбрался с Кольского полуострова - оттуда и сегодня не так-то просто вырваться. Странно, что он смог эмигрировать. И еще более странно, что в эмиграции он не прозябал, а был представлен самой Коко Шанель ее царственным любовником, Великим князем Дмитрием Павловичем.
Кстати, это был едва ли не единственный из многочисленных мужчин великой женщины, за которого она хотела бы выйти замуж, от которого хотела бы родить ребенка. Но - не случилось. Князь женился на богатой американке.
И вот, Эрнст Бо представляет Шанели свои ароматы. Шанель рискнула и выиграла. На время. Потому что был подписан контракт с американской компанией (снова повеяло ароматом Дмитрия Михайловича), и впоследствии Эрнст Бог смог отсудить коммерческие права на созданные им ароматы.
Что же касается самого аромата, то, на мой взгляд, вся бутиковая линейка Шанели, особенно ароматы созданные Эрнестом Бо, среди которых самые известные - Шанель №5, Шанель №22, и, конечно, "Русская кожа" - очень европейские, очень выстроенные, для счастливых ухоженных женщин с благополучной судьбой.
Для русского драматизма, надрыва, бесконечной амплитуды эмоций, состояний души и состояния счета больше подходят другие ароматы.
Но "Русская кожа" у русских останется любимой навсегда, потому что это - "Россия, которую мы потеряли", Россия, которую мы никогда не знали, но очень любим. Потому что благодаря этому аромату каждая женщина может вообразить аромат своего Великого князя. А уж как создать парфюмерные аккорды, отлично передающие флер самого красивого князя русского царского рода, Эрнест Бо знал совершенно точно - аромат написан с натуры.