«Семь дней до реки Рейн» — так называлась совершенно секретная командно-штабная военная игра, спланированная в 1979 году Организацией Варшавского договора. Это было советское представление семидневной ядерной войны между НАТО и Объединенными вооруженными силами ОВД. Крупномасштабные учения по данному плану проводились на территории ГДР ежегодно вплоть до лета 1990 года, то есть в последний раз они состоялись уже после падения Берлинской стены.
Рассекречивание
В 2005 году министр обороны Польши Радослав Сикорский вынес на всеобщее обозрение часть рассекреченных советских документов. Там сообщалось, что план быстрого нападения на Западную Европу стал основой для проведения совместных учений стран ОВД на территории ГДР в 1979 году. Известно, что такие учения проводились ежегодно вплоть до падения Берлинской стены.
Однако польские официальные лица пришли к выводу, что план учений был лишь прикрытием для реально готовившегося нападения СССР на позиции НАТО в Европе. По их мнению, не страны Альянса должны были начать первыми атаку, а именно советский блок. В России отметили, что подобное заявление объяснялось желанием нового польского правительства, пришедшего к власти в 2005 году, провести четкий водораздел между современной Польшей и коммунистическим прошлым страны.
План
План являлся основой для проведения в 1979 году военных учений, в ходе которых НАТО выполняла роль агрессора, подвергнувшего ядерной атаке 25 целей на территории Польши, включая Варшаву и порт Гданьск. Легенда этих учений о противодействии агрессии представляла собой лишь фиговый листок, которым пытались прикрыть истинную природу предполагаемого конфликта — неожиданное советское нападение на страны НАТО.
План основывался на том, что НАТО нанесёт первый удар по долине реки Висла, что воспрепятствует командованию советского блока в отправке подкрепления в Восточную Германию для предотвращения вторжения НАТО в эту страну. В результате этого ядерного удара ожидалось, что вся Польша будет уничтожена и около двух миллионов гражданских поляков умрут. Советский контрудар будет направлен против Западной Германии, Бельгии, Нидерландов и Дании. В рамках подготовки операции вторжения в Западную Европу, СССР разместил (по состоянию на конец 1980-х гг.) примерно 60 тысяч танков на своей европейской территории и в странах Организации Варшавского договора, не считая ещё 20 тысяч в азиатской части СССР. Состав, структурная организация и развертывание таких сил прямо указывали на их наступательный, а не оборонительный характер, что вызывало глубокую обеспокоенность в политических и военных кругах стран НАТО. План был постепенно свернут в связи с принятием в СССР оборонительной военной доктрины (1988), антикоммунистическими революциями в Восточной Европе (1989), объединением Германии (1990) и, наконец, заключением Парижского договора об обычных вооруженных силах в Европе.
Советские ядерные силы должны были разрушить Гамбург, Дюссельдорф, Кельн, Франкфурт, Штутгарт, Мюнхен, а также Бонн, столицу Западной Германии. Штаб-квартира НАТО в Брюсселе была бы уничтожена, как и бельгийский порт Антверпен. Амстердам, столица и порт Голландии, также был бы уничтожен. На Данию пришлось бы два ядерных удара. Советский план был почти таким же амбициозным. Он призвал Чешскую Первую и Четвертую армии продвигаться к франко-германской границе, в то время как Советская 8-я гвардейская армия наступала на северном фланге, а венгры - на южном фланге.
Десантники захватывали переправы через реки Неккар и Рейн. Ожидалось, что танки и механизированная пехота Варшавского пакта продвинутся примерно на 700 миль от Чехословакии до Безансона, примерно в 150 милях к северо-востоку от Лиона, к D + 8. Оттуда Советы могли продвигаться на север к Парижу и портам Ла-Манша или на юг к портам Средиземноморья, таким как Марсель. Чтобы нанести удар из Чехословакии в Безансон, потребуется, чтобы Красная Армия путешествовала около 60 миль в день. Чтобы представить это в перспективе, одно из самых быстрых достижений в истории было сделано Африканским корпусом Роммеля в июне 1942 года, когда немецкие механизированные части разгромили 8-ю британскую армию и продвинулись на 350 миль за 10 дней, или 35 миль в день. Даже во время немецкого удара 1940 года, опустошившего Францию, знаменитая 7-я танковая дивизия Роммеля продвинулась всего на 85 миль за пять дней. Однако Советы рассчитывали на оружие, которого у Роммеля не было. Красный блицкриг был бы вымощен потоком ядерного оружия с самого начала войны.
Согласно плану войны, «операция потребует применения 131 ядерной ракеты и ядерных бомб, в частности 96 ракет и 35 ядерных бомб. В первом ядерном ударе будет использовано 41 ракета и ядерная бомба. Для выполнения непосредственной задачи потребуется 29 ракет и ядерные бомбы. В последующей задаче могут быть использованы 49 ракет и ядерных бомб. 12 ракет и ядерных бомб должны остаться в резерве фронта ».
Итог
Семь дней до реки Рейн - это не план или операция, а военная игра для представления того, как могла развиваться 3 мировая война, если бы первым шаг сделал СССР и ОВД. Описанный план мог бы и не свершиться из-за расстановки сил НАТО и союзников в Европе